Найти тему
Беседы о религии

А не попоститься ли нам?

Фото Геннадия Великанова
Фото Геннадия Великанова

Поститься стало модно. Для кого-то это способ похудеть к лету (сразу разочаруем, иногда получается обратный эффект), для других — духовная практика, для третьих — церковное послушание, четвертые постятся за компанию. Причин для поста может быть много, далеко не всегда связанных с религией. Но какой бы ни была цель, пост это всегда изменение привычного образа жизни, как сейчас принято говорить, выход из зоны комфорта. Так что если Вы решили поститься, то Вы на пути к развитию. Как минимум развитию силы воли. Но будьте осторожны, если рассчитываете на что-то большее.

В древности пост был больше, чем модной практикой вегетарианства. Чаще всего он означал полный отказ от пищи на определенное время. Еда — основа материальной жизни, отказываясь от еды человек намеренно идет на "умерщвление плоти" для некой высокой цели, например, для общения с Богом. Пост мог быть ритуальным, мог быть добровольным, мог быть дан в качестве заповеди. В Библии пост часто сочетается с темами разрушения и восстановления. Цели поста также различались, пост мог быть в знак покаяния, символом траура, мог быть подготовкой перед встречей с Богом и т.д.

Это не уникальная еврейская практика, с древнейших времен во всем мире люди добровольно отказывались от еды для тех или иных духовных/материальных целей. Формы и практики поста настолько разнообразны, что их практически невозможно классифицировать. Также невозможно определить первоначальную цель поста. Отказ от пищи использовался во время траура, для того, чтобы мертвые могли вкусить пищу, от которой отказались живые. Вместе с этим пост был необходим для изменения состояния сознания, для общения с духами.

Согласно интерпретации св. Василия Великого, первый пост был дан Богом еще в Эдемском саду. Бог запретил вкушать плоды с дерева познания добра и зла (Быт 2:16-17). Нарушение этого пищевого запрета привело к изгнанию из рая и удалению человека от Бога. Христианские толкователи рассматривали эдемский пост как дисциплинарный инструмент, призыв к послушанию и воздержанию, как условиям божественного присутствия. После грехопадения следует другая дисциплинарная мера, связанная с едой. В качестве наказания Бог обрекает человека на тяжелый труд возделывания земли: "Со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю" (Быт3:17-19). Апокрифическая литература (книги не входящие в Библию) дополняет этот сюжет 40 дневным покаянным постом Адама (Житие Адама и Евы 6:1).

Развивая тему "Эдемского поста" христианские толкователи проводили параллели с Новым Заветом. Идея нарушения поста Адамом хорошо ложилась на концепцию Христа, как второго Адама. Первый Адам ослушался Бога и нарушил пост, Второй Адам — Христос исполнил волю Бога, и начал свое служение с 40 дневного поста. Американский богослов и библеист Виктор Гамильтон обнаружил сходство словесных форм, используемых в эпизоде грехопадения, когда при помощи союза "и" (в еврейском waw) акцентируется внимание на каждом глаголе "и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел" (Быт. 3:6) и описания Тайной вечери: "И когда они ели Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое"(Мф.26:26). Повторяя события грехопадения, Христос предлагает противоядие от первородного греха — свое Тело и Кровь. "Древо", на котором был распят Христос становится древом жизни. Таким образом Христос исполнил тот пост, которое человечество не смогло вынести.

Конечно, иудеи не согласятся с такой интерпретацией грехопадения и поста. О Ветхозаветной традиции поста Вы сможете узнать в следующей статье.

Г. Тен