Альберто Пазини (Alberto Pasini) 1826— 1899, итальянский художник.
В серии изысканных картин А. Пазини задокументировал жизнь черкесов в Константинополе и Дамаске во второй половине 19-го века. Пазини был явно очарован манерами черкесов. Картины указывают на важную роль черкесов, которую они играли на административном и военном поприще в Османской империи того времени. «Черкесские» картины Пазини имеют как историческую, так и художественную ценности.
В феврале 1855 года Шассерио рекомендовал Пазини как художника вместо себя для сопровождения дипломатической миссии в Персию. Это морское путешествие с пребыванием в Тегеране в течение десяти месяцев определило выбор художника: впоследствии он писал, в основном, на восточные темы и стал известен как художник-ориенталист (знаток азиатских народов, их истории, языка и литературы)
Вернувшись в Париж, Пазини сделал из двенадцати наиболее удачных картин литографии в качестве иллюстраций для книги об этой поездке и был признан как талантливый колорист, безупречный рисовальщик, интересный рассказчик и точный иллюстратор реальности.
В конце 1859 года художник побывал второй раз на Ближнем Востоке, остановился в Каире, пересек Аравийскую пустыню, Синайский полуостров, проехал вдоль побережья Ливана и побывал в Афинах.
В октябре 1867 года по вызову его близкого друга и покровителя, французского посла в Персии Буре, Пазини поехал в Константинополь, где оставался в течение девяти месяцев, написав более 50 картин.
Пазини явился первым европейским художником, которого турецкий султан Абдула Азиз пригласил к себе и сделал заказ на четыре картины, которыми он хотел украсить свой дворец Долмабахче.
За всю творческую жизнь художник написал около тысячи работ, которые пользовались спросом у коллекционеров, как при его жизни, так и после смерти. Картины Пазини находятся во многих государственных и частных коллекциях по всему миру.