В предыдущих статьях канала мы поговорили о том, как жилось при Советской Власти. Кому-то хорошо, кому-то плохо. Это нормально, ибо всем хорошо бывает только в психушке.
Давайте теперь поговорим о времени правления Горбачева. Да, это тоже период Советской Власти. Но уже не той.
Начнем с того, что необходимость перемен назрела задолго до горбачевских реформ. И реформы начал еще Андропов. Он поручил ряду партийных функционеров (в их числе, кстати, был Горбачев) и экономистов подготовить проект экономической реформы. По его мнению главной причиной пробуксовки в развитии являлось плохое знание руководством истинных нужды страны. Поэтому для успешных реформ необходимо тщательное изучение всех сфер жизни населения. Попутно Андропов «подзавинтил гайки», в том числе, если помните, усиленные наряды милиции дежурили у кинотеатров, пивнушек, магазинов, где задерживали в рабочее время граждан и выясняли – а почему они не на работе? Был нанесен серьезный удар по сформировавшимся в СССР «удельным княжествам», местным кланам номенклатуры – были инициированы серьезные уголовные расследования ( «узбекское», «сочинское», «рыбное» и ряд других дел). В это же время начали ослаблять централизацию планирования, пытаясь постепенно реформировать экономику. В общем дело стало двигаться… Но Андропов скончался и его место занял Черненко, который толком и делать-то ничего не стал, сам вскорости умер. После этого пост руководителя страны занял Горбачев.
К этому моменту страна была далеко не в лучшем состоянии. По продолжительности жизни и детской смертности СССР отставал от большинства развитых стран. Производительность труда была в 2 раза ниже (а в некоторых отраслях в 4), чем в странах Западной Европы и в США. Полки магазинов пустели, очень многие товары считались дефицитными. Кроме этого, не смотря на успехи советской науки, страна «профукала» информационную революцию, которая позволила другим странам сделать стремительный технологический рывок. К тому же «мировое закулисье» организовала удачную диверсию – обрушило цены на нефть, а СССР в то время уже сидел на «нефтяной игле». Да и война в Афганистане сильно давила на бюджет. Ну и правление – старение советской элиты снижало эффективность управления и подрывало авторитет власти в глазах народа. Система явно изжила себя, могла вот-вот рухнуть.
Горбачев верил, что реформы смогут помочь. Он хотел использовать достижения мирового научно-технического прогресса для выведения хозяйствования на новый высокий уровень. Беда в том, что СССР во многом отгородился от передовых научно-технических достижений других стран. Кроме этого СССР уже тогда был под различными рода санкциями – причины были многие формальны, многие нет (например войска в Афганистане). Стало быть нужны были перемены, нужна была открытость. И гласность.
В апреле 1985 года Горбачев хоть и подтвердил преемственность курса партии, но уточнил, что «старые рельсы ведут не туда». Одним из первых веяний перестройки стало омоложение советского партийного и экономического руководства. Немощные старцы стали постепенно уступать место молодым активным кадрам. Затем Горбачев провозгласил гласность. Он сам, в отличие от прошлых советских руководителей, смело выходил в народ, созывал пресс-конференции, говорил о проблемах, рассказывал о перспективах. Многие его сослуживцы считали это позерством. Мол, Горбачева больше интересует не страна, а как он сам выглядит.
А тот был молод (в сравнении с прошлыми лидерами СССР) и очень амбициозен. Он увидел в реформах не только улучшение форм хозяйствования, но и возможность сконцентрировать в своих руках огромную власть, которая и не снилась его предшественникам. И в своих начинаниях рассчитывал опереться на широкие слои населения, чего раньше не было – все прошлые руководители опирались на «партийных товарищей».
Гласность, конечно, дала свои плоды. Процесс этот коснулся всех сфер жизни. Стало возможным открыто высказывать свое мнение, появились новые кинофильмы, статьи, рассказы и повести, публиковалась запрещенная ранее в СССР литература. Даже некоторые диссиденты стали возвращаться.
Горбачев развил бурную деятельность на международной арене. Он выступил с программой международной безопасности. Но желание выглядеть выгодно в глазах мировой общественности часто толкало Горбачева на необдуманные решения. Руководители других стран, которые сначала с некоторой растерянностью наблюдали за процессами в СССР, поняли, что советский лидер явно внушаем и весьма амбициозен. Они не преминули этим воспользоваться. И вот многочисленные уступки, сделанные Горбачевым на международной арене, граничат чуть ли не с предательством.
А что же новое окружение Горбачева? Некоторые смотрели на все преобразования с тревогой, кто-то ничего не хотел менять, кто-то не верил в возможности перемен. А многие в глобальных реформах, которые должны были следовать за осторожными движениями 1985-1986 годов, вдруг увидели реальную и легальную (!!!) возможность обогатиться. Экономическая свобода, подогреваемая появившимися свободами в общественной жизни, сулила весьма радужные материальные перспективы. Надо было лишь подтолкнуть амбициозного лидера к дальнейшим идеям и действиям. Например, к децентрализации экономического управления. Мол, вот вершина демократических преобразований! В дальнейшем развал центрального управления промышленности и приватизация послужили поводом для безумного по тем временам обогащения советской (и российской) элиты.
Результатом действий руководства страны явился жестокий кризис во всех сферах – в экономике, в обществе, во власти. Дальнейшее избрание Горбачева президентом лишь ослабило его позиции. На этой должности Горбачев не выдвинул ни одной позитивной идеи. Бесконечным маневрированием и уступками он подтолкнул часть высшего руководства к августовскому путчу 1991 года.
Итак, каковы причины провала перестройки? Горбачевское руководство не смогло разработать четкую стратегию. Не завершив преобразований в экономической сферы, сразу же влезли в реформы политические. Государственный аппарат не сумел урегулировать рыночные отношения. Просто не знал, как это экономически грамотно делать! Были израсходованы практически весь золотой запас и валютные резервы страны. Ощущение полной безнадежности дополняли пустые полки магазинов. Общественное недовольство нарастало.
Шесть лет перестройки можно разделить на три этапа. Первый этап (1985-1987) – начинаются экономические преобразования, реформируется общество, идет отступление СССР с мировых позиций. Второй (1987-1990) – реформирование политической системы, ослабление роли КПСС, уход СССР из стран Восточной Европы. Третий (1990-1991) – нарастание политического и экономического кризиса в стране, завершившегося распадом СССР. Занавес…
Так кто он, Михаил Горбачев? Предатель, глупец, безвольная тряпка или же волевой и сильный лидер? Поговорим об этом в следующей части.