Найти в Дзене
Честна.Я

Особенные дети. Инклюзия, которая не работает.

На прошлой неделе воспитателей нашего сада начали отправлять на обучение, связанное с работой с особенными детьми. А сегодня я наконец добралась до канала, который ведёт мама подростка с РАС, канал называется Странная Мать, и он классный. Зачиталась. Вспомнила про это обучение, о котором рассказывала мне воспитательница моего Санька, и стало мне очень грустно.

Я уже один раз писала на эту тему, и в комментариях были обвинения в том, что я против инклюзии и несу эту мысль в массы, поэтому я немного теряюсь, как вообще написать так, чтобы было понятно - нет, я не против, а очень даже за, просто у нас как всегда всё работает через одно место. У нас - это в сегодняшней нашей российской системе образования.

Когда педагоги приходят на обучение - им сразу говорят, что вообще-то к каждому особенному ребенку в саду должен быть прикреплен тьютор. Но... вы их видели где-нибудь? Я - нет, у нас таких людей нет. Зато есть обычные воспитатели, которые например вот сейчас пошли на обучение (3500, за свой счет, кстати, обучение это обязательно).

У этих воспитателей группы по 20-25-30 детей. У этих воспитателей зачастую нет второго воспитателя, то есть они работают пятидневку с 7 до 18. И у них зачастую нет няни, то есть им еще нужно полы мыть и посуду и туалеты и вот это всё. И у них в группе вот такой ребенок, к которому нужен особый подход. Которого нужно за руку водить. С которым ни на секунду нельзя расслабиться ВООБЩЕ. Мальчишка, который в группе у моего Санька, ободрал нам обои, сломал кровать, попортил кучу вещей других детей (на прошлой неделе например он вырвал с мясом капюшон на Сашкиной куртке) и - алилуйа! - он сейчас хотя бы почти перестал колошматить других детей.

Нашему мальчишке повезло. У него хорошая воспитательница. Она хоть и не разбирается в тонкостях, но у нее просто правильные морально-этические устои. В ней есть какой-то стержень. И дети к этому мальчишке относятся хорошо, заботятся о нем, нормально с ним взаимодействуют. А вот воспитательница в яслях прямым текстом говорит "Ваня дурачок, что с него взять" и прочие очень обидные и злые вещи, говорит она это и детям, и родителям, и другим педагогам.

Но. Даже у нашей прекрасной воспитательницы просто нет ресурса, чтобы уделить вот такому ребенку должное внимание. У логопеда, например, этот ресурс есть, и она молодец, она реально вкладывается, больше, чем в ее непосредственной компетенции. Но когда у тебя целый день группа крокодилов, которые по потолку ходят, то как КАК организовать эту инклюзию, которая хорошая, отличная и правильная идея, но просто в наших реалиях - КАК?! Где эти тьюторы? Где нормальное наполнение групп? Где нормальные условия работы и нормальные зарплаты и укомплектованность штата в садах? Где обучение за счет государства, а не такое, когда воспитатели идут туда, и им эти лекции поперек горла, потому что во-первых, они свои копейки туда отнесли, и возмущены этим, а во-вторых, посещая это обучение, приходится терять рабочие смены, то есть снова - эти же самые копейки.

Вот такая грустная инклюзия. И ещё раз огромное спасибо Ольге, за важную тему, за прекрасный канал.

Открытка "Мы все разные", заботливо предложенная Гуглом.
Открытка "Мы все разные", заботливо предложенная Гуглом.