Нынче модно заниматься йогой. И это прекрасно.
Но комплекс физических упражнений не есть йога. Вернее, не всегда есть йога.
Больше того, не просто так всегда предупреждают, что йогой нужно заниматься с учителем.
Почему?
Давайте разберемся какие виды йоги вообще бывают и чем они отличаются один от другого.
Прежде всего, что такое йога в своей основе.
Вот что говорит словарь…
Йо́га — понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных, психических и физических практик, нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и психического состояния.
В более узком смысле, йога — это одна из шести ортодоксальных школ (даршан) философии индуизма.
Полагаю, теперь становится понятно почему и зачем нужен Учитель.
Теперь коротко остановимся на видах йоги.
1.Агни-йога (иногда — учение о Духовном Огне или «Живая Этика»).
Философско-этическое учение, синтез всех йог и религий, созданный Рерихами в начале ХХ века.
2.Айенгар-йога (или йога Айенгара) — метод Шри Б.К.С.Айенгара, ученика Т.К.В. Кришнамачарьи. Особенностью этой школы принято считать тщательное выстраивание поз в статическом режиме, использование вспомогательных материалов (блоков, валиков, ремней, стены и т.д.), а также наиболее последовательный и систематичный подход к освоению хатха-йоги.
3.Андерграунд-йога — (в одном смысле глубинная, внутренняя, неповерхностная, а в другом — подземная, подпольная).
Так иногда называют йогу известных мастеров Анжелы Фармер и Виктора Ван Кутена.
«Всё, чему мы учим — это для того, чтобы помочь вам глубже заглянуть внутрь себя. Чтоб через йогу вы обрели чувство глубины, сердечности и единства с миром», — говорят Анжела и Виктор.
4.Анусара-йога — метод американца Джона Френда, становящийся всё более популярным в Америке и на западе.
Это сплав йоги Айенгара и философии тантры.
5.Ати-йога (иногда Дзогчен или Изначальная Йога) — это кульминационное учение Ануттара-тантры в буддийской школе Ньингмапа.
Путь самоосвобождения.
6.Аштанга-йога — восьмеричный путь, описанный в фундаментальном тексте «Йога-сутры Патанджали». Восемь частей включают всебя Яму, Нияму, Асану, Пранаяму, Пратьяхару, Дхарану, Дхияну и Самадхи (соотвественно: соблюдение нравственности, самодисциплину, йогическую позу, контроль дыхания, освобождение ума от внешних объектов, концентрацию, медитацию и состояние, в котором практик-субъект сливается с объектом медитации).
В современной отечественной йоге, принято акцентировать внимание на технологичность и алгоритмизированность йоги Патанджали.
7.Аштанга Виньяса Йога — это мощный динамический стиль хатха-йоги, в котором выполнение асан неразрывно связано сдвижением и дыханием, а также концентрацией сознания на определенных точках. Систематическое освоение каждой из шести канонизированных последовательностей даёт поступательное развитие и углубление практики.
Хранителем традиции до недавних пор был Шри Паттабхи Джойс, ученик и современник легендарного Т.К.В.Кришнамачарьи, в данный момент держателем линии является его внук Шарат.
8.Бикрам-йога — стиль, названный именем создателя Бикрам Чоудхури, который убеждён, что хатха-йога была создана в условиях жаркого климата, поэтому практиковаться должна в залах, разогретых до температуры 40 градусов.
9.Бхакти-йога — йога экстатической любви и эмоциональной привязанности к личностной форме Бога.
В священном общеиндуистском писании «Бхагавад-гите», манифестируется превосходство бхакти над всеми остальными видами йоги.
10.Брахмачари Йога (йога Брахмачари) — так назвают хатха-йогу Дхирендры Брахмачари, который был советником и наставником Джавахарлала Неру и Индиры Ганди и был учеником святого Шри Махариши Картикейи.
Метод включает Сукшма и Стхула-Вьяямы, мощные упражнения для развития грубого и тонкого энергетического тела человека, а также асаны и очистительные процедуры.
11.Буддхи-йога — йога высшего сознания, достигаемая практиками совершенствования духовного разума.
12.Вини-йога — термин, обозначающий позднюю хатха-йогу Т.К.В. Кришнамачарьи, продолжателем которой стал его сын и ученик Т.К.В. Десикачар.
Этот метод считается наиболее мягким и гибко настраивающимся под индивидуальные особенности отдельного практикующего, что даёт генерализованный целостный подход к практике и хороший терапевтический эффект.
Позже, брэнд«вини-йога» был присвоен американским учеником Т.К.В. Десикачара, Гарри Крафцевым.
13.Дживамукти Йога — стиль йоги, авторами которой являются американские супруги Шэрон Гэннони Дэвид Лайф.
Стиль, ставший излюбленным и популярным среди американских звёзд музыки.
Основой Дживамукти йоги является Аштанга Виньяса Йога.
14.Дхияна-йога — совокупность различных медитативных практик, либо культивация единственной медитативной практики для достижения трансценденции сознания.
15.Гуру-йога — метод духовной практики, когда ум ученика сливается с природой просветлённого ума Учителя.
Вы еще со мной? Тогда пошли дальше)))
16.Даосская йога — китайские психоэнергетические практики, связанные с методами сбережения и аккумуляции потоков воспроизводящей и жизненной силы.
Техничски, это комплексы движений, дыхательные упражнения, визуализация и медитативные практики. Наиболее известные мастера даосской традиции — Лю Гуань Юй, Сюи Минтан и Мантек Чиа.
17.Джапа-йога — духовная практика множественной рецитации мантр или имён Бога.
Рецитация может быть звуковая, шепчущая, мысленная или письменная.
18.Джняна-йога — йогический путь глубокого интеллектуального самосознания, когда различающая способность йогина может распознавать разницу между вечным ибренным, реальным и иллюзорным.
19.Интегральная йога — этим словосочетанием называют комбинированный подход к йоге, задействующий все проявления человеческого существа — знание, действие, служение, трансформацию тела и т. д. Концепцию интегральной йоги выражает известная цитата из Шри Ауробиндо: «Вся жизнь — йога!».
20.Йога 23 — современная тренировочная система хатха-йоги, разработанная Андреем Сидерским.
21.Йога смеха — изобретение индийского врача Мадана Катарьи.
«Смех связан как с телом, так и с умом. Взрослые люди с годами смеются от ума. Мы оцениваем, что смешно, а что нет. И потом решаем, нужно ли смеяться. Дети же смеются от тела, ничего не оценивая. Именно такой чистый, свободный смех мы и практикуем», — утверждает автор.
22.Йога сновидений — практика, развивающая возможность осознавать сны.
Йога сновидений широко используется в традиции тибетского буддизма и в бон. Умирая, человек попадает в бардо — промежуточное состояние между смертью и новым перерождением. Точно также, как засыпая, из бодровствования входит в сновидение. Развивая присутствие в сновидении, человек готовится к смерти.
23.Карма-йога — йога в форме искусного действия, без привязанности к результатам.
Когда действие замотивированно не личными эгоистическими целями, а желанием служения Дхарме (закону Бытия).
«Все действия предлагаются Мне», — завещал Господь в Бхагавадгите, и это стало главным постулатом карма-йоги.
24.Крия-йога (крия — действие).
Есть несколько значений этого словосочентания.
По Патанджали — это совокупность йогического аскетизма (тапас), [само]изучения (свадхьяя) и преданности Богу (Ишвара-пранидхана).
Также, крия-йогой называется учение исходящее по линии передачи Шри Лахири Махасая.
Кроме того, крия-йогой называют практики очистительных процедур.
25.Крипалу-йога (иногда «Медитация вдвижении») — малоизвестный в России, но популярный на западе брэнд.
Создатель этого стиля Амрит Десай.
В крипалу-йоге три ступени: первая — волевая, осознанная практика.
Вторая ступень — преднамеренный отказ от волевого усилия и
последняя стадия — медитация в движении при котором происходит экстатическое единение с Абсолютом.
26.Кундалини-йога — у этого словосочетания также много значений.
Кундалини — фундаментальная сила (аспект женской формы Бога), описываемая покоящейся свернутой, как змея, в основании позвоночника.
Кундалини-йога — набор практик, в традициях тантрического подхода (в хатха-йоге в частности), заставляющих «пробудиться змею» и подняться по позвоночнику вверх, в теменную чакру, что приводит к великому Освобождению.
В наше время, Кундалини-йогой чаще всего называют школу Йоги Бхаджана.
27.Лайя-йога — йога растворения.
Сущность учения Лайя-йоги заключается в поддержании бдительной осознанности.
Освобождение достигается не сколько за счёт метода, а спонтанно за счёт естественного растворения в созерцательном недеянии.
28.Мантра-йога — йога произнесения мантр, звуковой формы Абсолюта.
Мантра очищает и освобождает ум и поднимает духовное сознание.
Считается, что мантры обладают огромной силой и способны непосредственно воздействовать на обстоятельства физического бытия, так как их непроявленная звуковая форма берет начало в том измерении, когда разница между произнесением и выполняемым действием была минимальной.
29.Нада-йога — дисциплина слушания мистического внутреннего звука (иногда говорят «Музыки сфер»). Тантрическая практика растворения сознания в проявлении Абсолюта в форме звука.
30.Пара-йога — (пара — высший) также, становящийся всё более известным, авторский стиль американца Рода Страйкера.
Три столпа, на которых основывается практика, это:
виньяса-крама (последовательность асан),
теджас (внутренняя сила, воля к действию) и
смарана (воспоминание о Боге).
Род свою йогу относит к традиционной тантрической хатха-йоге.
31.Парная йога — практика йоги с совместным выполнением асан.
Вариации самые различные: взаимная поддержка и правка в асанах, выполнение асан в акробатическом режиме, элементы тайского массажа.
32.Патанджали-йога— см. «Аштанга-йога», см. «Раджа-йога»
33.Пауэр-йога — адаптированная для западного мира силовая хатха-йога.
В простоте, это вырванная из культурного-географического контекста, физкультурная составляющая Аштанга Виньяса Йоги.
Главные представители стиля: Барон Баптист, Брайан Кест и Бэрил Бирч.
34.Пурна-йога см. «Интегральная йога».
Пурна-йога — полная, целостная йога.
В «Лесной Академии йоги и веданты» Свами Шивананды, пурна-йогой был назван сплав джняна-йоги, раджа-йоги, бхакти-йоги и карма-йоги.
Позже, это единение было выкристаллизовано Свами Вишнудеванандой в пять главных принципов: правильные упражнения (асаны),
правильное дыхание (пранаяма),
правильное расслабление (шавасана),
правильное питание (вегетарианство),
позитивное мышление и медитация.
Также см. «Шивананда-йога».
35.Раджа-йога — высшая йога, царский путь. См. «Аштанга-йога».
Часто говорят, что четыре высшие ступени восьмеричного пути, описанного Патанджали (Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна и Самадхи) — это есть раджа-йога.
«Остановка движения ума есть йога» — гласит самая известная сутра Патанджали. И далее в сутрах даётся метод, позволяющий достигнуть этой самой тотальной остановки.
36.Свастха-йога — цитирую Сергея Агапкина: «Свастха-йога — мягкий, но одновременно мощный стиль, созданный А. Г. Моханом, одним из последних учеников великого Т. Кришнамачарьи. Этот стиль является квинтэссенцией учения Т. Кришнамачарьи, плодом его почти полувековой йогатерапевтической и аюрведической практики, сохранённой и развитой семейством Моханов».
37.Саньяса-йога — йога самоотречения, тотальный эскапизм и отшельничество.
38.Сиддха-йога — йога развития сверхспособностей.
Вы еще здесь? Вы — умничка. Немного осталось)))
39.Тантра-йога — совокупность эзотерических и мистических ритуальных практик, в основе которых лежит самореализация человека через некое преображение, путём постижения недвойственности бытия и единства полярностей.
40.Тибетская йога — общее название направлений йоги, получивших развитие в традициях северного буддизма и в бон.
Иное название — Ца Лунг (йога ветра).
Особенностью тибетской йоги можно назвать динамические упражнения и пранаямы, практикой которых достигается триединство аспектов Тела, Речи и Ума, которое, в свою очередь, часто сравниваются с понятием Тристана из Аштанга Виньяса Йоги, где движение (тело), дыхание (речь) и ум (концентрация) сливаются в единство.
41.Трай-йога — это ключевое понятие в индиузме, обозначающее триединство Бытия, Сознания и Блаженства (Сат Чит Ананда).
В наше время трай-йогой чаще называют авторскую методику американки Кали Рэй.
Осбенности стиля — очень мягкая динамическая практика асан, применение мудр, распевание мантр.
42.Универсальная йога — стиль йоги, разработанный Андреем Лаппой, одним из известнейших учителей на территории СНГ.
Ключевым знанием, лежащим в основе стиля можно назвать понятие о «кошах» — оболочках из которых состоит человек: физическая, энергетическая, ментальная, оболочка пробуждённого интеллекта, а также блаженное сознание.
Практика универсальной йоги направлена на проработку и развитие всех пяти кош.
Систематизация асан и их бесчисленных вариаций в универсальной йоге позволяет компоновать их в уникальные тренировочные комплексы.
43.Фитнес-йога — гимнастика йогов без культурного и философского контекста.
В отдельных случаях, может быть не только неполноценной, но ещё и небезопасной, в силу игнорирования необходимых компонентов практики.
44.Хатха-йога — технология развития физического и энергетического тела, для подготовки к Раджа-йоге. Комплекс мер включает в себя практику асан, энегретических «замков» — бандх, очистительных процедур и дыхательных упражнений.
Впрочем, как тантрийская практика, хатха-йога считается самодостаточной, ведущей к реализации. См. «Кундалини-йога».
45.Шаданга-йога — это шестеричный путь йоги, описанный в некоторых Упанишадах.
Например, в Майтраянии (более раннем тексте, чем сутры Патанджали) озвучиваются ступени: контроль дыхания, освобождение ума от внешних объектов, медитация, сосредоточение, исследование (или медитативное вопрошение — тарка) и самореализация.
Также шестеричный путь описывается в буддийской традиции Калачакратантры, где вместо медитативного вопрошения (тарки) стоит воспоминание (анусмрити).
46.Шесть Йог Наропы — тантрийские практики в Ваджраяне, использующие энергетический аспект сознания.
Йога промежуточного состояния (бардо);
Йога внутреннего тепла (туммо);
Йога сновидений (милам);
Йога иллюзорного тела (гьюлу) в некоторых источниках можно встретить йога радужного тела (джалу);
Йога переноса сознания (пхова);
Йога ясного света (одсал).
47.Шивананда-йога — йога, названная именем великого подвижника Свами Шивананды.
Он был саньясином и духовным учителем, проповедовавшим йогу и адвайта-веданту. Хатха-йога в школе Шивананды является предпосылкой и компонентом Пурна-йоги.
Легендарный завет учителя: «Служить, Любить, Отдавать, Очищаться, Медитировать, Реализоваться», в лапидарной форме выражает всю суть его учения.
48.Шри Шри Йога — учение Шри Шри Рави Шанкара, духовного лидера и основателя гуманитарного фонда «Искусство жизни».
49.Шэдоу-йога — йога теней.
Авторский метод Шандора Ремете, живущего в Австралии.
Ключевым знанием, лежащим в основе этого стиля, можно назвать мармавидью.
«Марма — это препятствие. В теле существуют 108 соединений, которые порождают препятствия. Одна из основных причин образования марм — это страх. Если Вы знаете, как правильно использовать тело, то вы знаете, как не образовывать препятствий» — говорит Шандор.
На стиль практики наибольшее влияние оказало наследие Кришнамачарьи, а также японское боевое искусство, развивающее энергетическое тело.
50.Янтра-йога— в индуистской традиции это тантрийская практика созерцания геометрических форм (янтр), символически изображающих структуры определнных энергий или божественных проявлений.
В буддийской традиции янтра-йогой называют систему практики, включающей в себя движения тела, дыхательные упражнения и визуализацию.
Иное название — Трул Кхор.
Практика была передана в 8 веке Вайрочане коренным учитетем Падмасамбхавой.
В наше время, в западном мире Трул Кхор передаётся учителями традиции Дзогчен Чогьялом Намкаем Норбу Ринпоче и бонской традиции Тэнзином Вангьялом Ринпоче.
Если Вы дочитали перечень до конца, вы уже молодцы-умницы.)))
Больше того, у вас отлично развито терпение и вы можете, хоть не на долго сосредоточиться на чем-то одном. а это уже много…
Так вот, я все это написала к тому, что перед тем, как начать, предлагаю задуматься…
1. А нужна ли Вам именно йога.
2. Зачем она Вам нужна. Т.е., какова Ваша цель.
3. Ответив на первых 2 вопроса, хорошо разберитесь — а какая именно йога Вам нужна для достижения выбранной цели.