Что еще делать когда в распоряжении есть длинофокусный объектив, неплохая погода и свободное время? Правильно, ехать и снимать самолеты. Какие? Ну когда гражданских в запасниках дисков много, то конечно что-то более редкое, а для этого в близкой доступности есть Жуковский.
В этот раз вашему вниманию самые интересные кадры из фотоохоты за Як-130.
Итак в конце 198Х годов стало понятно, что для обучения будущих летчиков МиГ-29 и Су-27 возможностей тогдашнего тренировочного чешского L-39 не хватает, кроме этого его производство прекращалось и необходима современная замена.
В 199Х еще при СССР объявили конкурс на создание нового УТС и основные авиа КБ представили свои проекты. Финалистами стали КБ Яковлева с будущим Як-130 и КБ Микояна с МиГ-АТ.
Времена были тяжелые в плане финансов и обоим КБ пришлось привлекать иностранцев для совместного создания самолетов. Яковлевцы сотрудничали с итальянцами. И в 1996 первый летный Як-130 взлетел. Вскоре Яковлевцы и итальянцы разошлись, отчасти из-за разных тех требований к машине наших и иностранных военных и невозможности нашими и иностранными заказчиками использования в них чужих комплектующих. В итоге окончательную доводку своих самолетов доделывали каждый по отдельности и теперь имеем два схожих конкурирующих самолета - наш Як-130 и итальянский М-346 . Если по планеру это в принципе один и тот же самолет, то по двигателям, авионике это разные машины, к тому же у нашего доп. точки крепления на торцах крыльев для контейнеров РЭБ или ракет воздух-воздух.
В 2001 году победителем в борьбе Як-130 и МиГ-АТ признали Як и в 2004 в воздух уже поднялся первый серийный Як-130, с доработками перечисленными выше, по сравнению с изначальным. Став в итоге кроме учебного еще и боевым, т.е. учебно-боевым самолетом. Кроме собственно учебного, он может быть легким штурмовиком, самолетом-разведчиком, истребителем-бомбардировщиком и самолетом РЭБ.
Его "фишка" в качестве учебного это оснащение комплексной цифровой электродистанционной системой управления, которая позволяет менять характеристики устойчивости и управляемости для имитации разных типов самолетов. Она даёт возможность изменять динамические параметры Як-130 и имитировать поведение практически любого современного боевого самолёта. Это позволяет отрабатывать бОльшую часть программы подготовки лётчиков.
Кроме вышеописанной системы изменения поведения , в Як-130 реализована концепция "стеклянной кабины" . В обеих "кабинах" , а летчики сидят тандемом, установлены по три жидкокристаллических многофункциональных крупных цветных экрана, а в передней - HUD индикатор на фоне лобового стекла. С их помощью можно моделировать "приборку" кабины практически любого современного боевого самолета, включая иностранные.
Кстати, этот малыш (длина 11.5м, крыло 9.7м) может нести на себе управляемые авиабомбы массой до 500 кг, а суммарно до 3т боевой нагрузки, при том что он с топливом сам весит 5.7т
И их уже минимум 80 штук на вооружении ВКС РФ, а еще они и в дальнем зарубежье есть.
Вот такой вот он красавей УТС Як-130. Как вам?