Найти тему
Business&

Синдром Мюнхгаузена

Я хочу затронуть эту психическую патологию, так как, несмотря на официальную статистику, считаю ее часто встречающейся среди пациентов у врачей разных специальностей. В связи с развитием коммерческой медицины люди, страдающие данной патологией обречены на ошибочную диагностику и как следствие - на отсутствие адекватной терапии. Даже у моих коллег- психиатров отношение к пациентам с синдромом Мюнхгаузена крайне двоякое и, к сожалению, несправедливо негативное. Некоторые путают эту патологию чисто истерической, отсюда и скепсис и недопонимание проблемы, множество других докторов напротив считают уместным говорить об этом расстройстве только в рамках шизофрении, и, мягко говоря, диагностика болезни хромает. А синдром Мюнхгаузена продолжает существовать, а следовательно, имеет право на обсуждение.

Начнем с определения. Синдром Мюнхгаузена – это психическое отклонение из группы имитируемых расстройств, при котором человек придумывает себе симптомы различных заболеваний или преувеличивает те, что у него имеются. Врачами принято считать это отклонение симулятивным, то есть притворным, в связи с чем многие и считают его разновидностью истерии. В литературе довольно много описаний и клинических примеров, как люди с синдромом Мюнхгаузена надумывают себе болезни, ходят к врачам , усердно лечатся и все больше уходят в свою болезнь, уверяя в ее наличии и себя и окружающих их родных и знакомых и врачей. Они переносят болезненные обследования, часто - оперативные вмешательства, находятся между жизнью и смертью в реанимации и все это, заметьте, в связи с мнимыми несуществующими заболеваниями. Люди страдают, ищут помощи и инвалидизируются так же, как и «настоящие» , всеми признанные соматические больные, так как у большинства врачей отсутствуют знания об этой патологии, считающейся редкой. Сразу же хочу отметить, что синдром Мюнхгаузена следует дифференциировать с истинно симулятивным поведением пациентов, которые путем надуманных болезней ищут для себя каких-либо явных выгод, пример тому - призывники, не желающие нести службу, заключенные, находящиеся в местах лишения свободы, пациенты психиатрических стационаров, находящиеся на принудительном лечении, и.т.д. Отличие истинных симулянтов в том, что они ничем не жертвуют и не несут никакой расплаты за выдуманные симптомы, в их случае четко прослеживается практическая личная выгода и корыстный мотив. Люди же с синдромом Мюнхгаузена не только имитируют какие-либо заболевания, но и намеренно наносят себе увечья, вызывают или увеличивают болезненные симптомы, связанные с физическим страданием тела. В 1951 г. Психиатр Ричард Ашер впервые описал это расстройство как самостоятельное и дал ему название в честь барона, широко известного своими небылицами. Название, конечно, «говорящее» и клиника синдрома запоминаема, но в настоящее время термин используется все реже и реже. Дело в том, что в самом названии кроется неуважение к страдающим им пациентам, и, учитывая возможность ятрогении, многие психиатрические сообщества называют заболевание имитируемым расстройством.

Существуют три наиболее часто встречающихся варианта имитируемого расстройства (синдрома Мюнхгаузена):

Острый абдоминальный вариант – больные жалуются на сильные боли в области живота, рвоту, проблемы со стулом, проще говоря, жалобы связаны с желудочно-кишечным трактом. При обследовании врачи диагностируют «острый живот» и чаще всего такие пациенты попадают на операционный стол,как минимум,на диагностические оперативные вмешательства.

Гемморагический вариант связан с демонстрацией врачу кровяных включений в физиологических отправлениях ( моче, стуле, рвоте, и.т.д.) и (или) все более и более ухудшающихся клинических анализах, то есть симптомы так или иначе связаны с кровью.

Неврологический вариант – демонстрируются различные варианты обмороков, судорог, припадков, головокружений, выраженной ничем не обоснованной общей слабости – то есть прослеживается четкая связь с нервной системой.

Но наибольшее беспокойство, на мой взгляд, должен вызывать один из вариантов - делегированный синдром Мюнхгаузена. Страдающие им пациенты выдумывают разнообразные симптомы часто тяжелых заболеваний не у себя, а у ребенка или близкого человека, полностью им доверяющего. То есть они будто делегируют симптомы болезни, подвергая обследованию и лечению другого человека, а не самих себя. Не так редко можно видеть матерей, которые со своими чадами практически поселяются в детских поликлинниках, рассказывая врачам о несуществующей патологии у ребенка и стремящихся «вылечить болезнь» во что бы то ни стало. Я не стану описывать здесь тяжелые клинические случаи при делегировании синдрома Мюнхгаузена детям, скажу только что и операциям, и реанимационным мероприятиям и инвалидизации дети в этом случае подвергаются чаще, так как главная роль в решениях относительно их жизни и здоровья отводится их опекунам – родителям. И лишь компетентность доктора порой оберегает тех, кому данный синдром делегировали.

Дифференциировать данную патологию нужно не только с различными формами шизофрении, в том числе и детской, истерическими неврозами и расстройствами личности, патологическим фантазированием, но и с соматоформными расстройствами, бредом, конфабуляциями, иппохондрией. Затруднения в том, что в поле зрения психиатров такие пациенты попадают не сразу, а часто направляются после нескольких лет безуспешного лечения у врачей других специальностей.

Роль психологических факторов в развитии синдрома Мюнхгаузена многогранна. С раннего детства такому ребенку родители оказывают наибольшее внимание и заботу в том случае, когда он заболевает. И чем серьезнее и тяжелее заболевание, тем дольше времени мать проводит с малышом, в результате чего он и получает недостающее внимание. Есть множество и других случаев, когда ребенок проводит время в семье, где есть тяжело больной человек и видит, сколько ухода и внимания тот получает. Сделать правильные выводы самостоятельно в силу возраста ребенок не умеет, в это время вполне возможно формирование программы будущего имитируемого расстройства. Вырастая, будущий пациент с синдромом Мюнхгаузена вначале может действительно заболевать даже при угрозе уменьшения заботы и внимания со стороны родителей, впоследствии – супругов. Впоследствии болезненные симптомы начинают имитироваться пациентом без наличия самого соматического заболевания, проще говоря - без наличия органической патологии его внутренних органов и систем. И это отнюдь не симуляция, которую человек чаще всего осознает и использует с какой-либо конкретно осознаваемой им целью. Ведь в некоторых случаях заболевание проявляется у людей самостоятельных и ответственных, которые отнюдь не начинают обивать пороги различных врачебных кабинетов с просьбой о помощи и внимании, а приходят с четко выраженной позицией «отрезать» им то, что «болит», чтоб поскорее приступить к работе и полноценной жизни. И нет цели у таких пациентов заставить кого-либо срочно о них заботиться, просто их организм выбрал этот путь, чтоб «достучаться», чтоб эти люди сами хоть как-то позаботились о себе и сами обратили на себя внимание. Чтоб сигналы SOS от собственного организма о необходимости отдыха, как психического, так и физического были, наконец ими услышаны и приняты. Но так как в памяти их отложено, что отдыхать и бездельничать возможно лишь при наличии болезни, ее признаки и начинают имитироваться. Данное расстройство всегда сопровождается сильнейшей внутренней тревогой, которая по выражению самих пациентов «вышибает из головы все мысли» и становится их постоянной спутницей. Симптомы имитируемых внутренних болезней описываются больными ярко, красочно, они будто читают описание классического случая из медицинского учебника. Это именно тот случай, когда объективные данные при осмотре, данные многочисленных обследований и данные, полученные в беседе с пациентом не совпадают. Грамотного специалиста это всегда должно настораживать, но делать мгновенный вывод о простой симуляции здесь опять же преждевременно и непрофессионально. При обычном неврозе разъяснения врача об отсутствии объективных признаков болезни помогают пациенту, и он быстро успокаивается. В случае наличия синдрома Мюнхгаузена доказать человеку то, что он является здоровым не предоставляется возможным, убеждения врача здесь бессмысленны и облегчения больному не приносят.

По статистике данная патология чаще встречается у девочек и женщин, считается, что это связано с наличием у них более выраженного истерического радикала.

При выявлении признаков имитируемого расстройства или синдрома Мюнхгаузена необходима сложная комплексная терапия. Такие пациенты, как я уже отмечала ранее, приходят спустя годы после манифестации расстройства, обычно уже имеют массу побочных явлений от интенсивного лекарственного комплексного лечения мнимых болезней и нуждаются в тщательно подобранной психофармакотерапии наряду с длительным психотерапевтическим лечением. Поклонникам сериала «Доктор Хауз» наверняка запомнилась одна из героинь, страдающая синдромом Мюнхгаузена и ищущая сочувствия и помощи у главного героя фильма.

В заключение хочу повториться: выявить синдром Мюнхгаузена непросто, но возможно, нужно лишь дифференциировать его с другими психическими отклонениями. Если кто-то из ваших знакомых или родственников или вы сами, несмотря на многократные заключения докторов об отсутствии патологии, продолжаете говорить о ее наличии и страдаете от недоверия или насмешек, считаясь фантазером и выдумщиком, не спешите осуждать его (или самого себя) и иронизировать. Если есть страдание, то всегда нужно выявить его причину. Выход в данном случае есть, и помощь существует. Консультация грамотного психолога может помочь заподозрить имитируемое расстройство, квалифицированный психиатр дифференциирует его с другими психическими отклонениями и поставит обоснованный диагноз. И хорошая новость в том, что на начальном этапе болезни возможно и не понадобится лекарственной терапии, а лишь помощь обладающего нужными знаниями и владеющего необходимыми методиками психотерапевта. Научившись с помощью профессионалов получать недостающее тепло, заботу и внимание от самого себя, осознав свои настоящие потребности в реальное время без чувства стыда и вины, прочертив разумные границы в общении с окружающими да и много чего еще интересного сделав для себя и своей души вы ,или те, кто вам дорог можете избавиться от синдрома Мюнхгаузена (или имитируемого расстройства) навсегда.

С уважением и пожеланиями здоровья

Врач психиатр, психотерапевт Ивлиева Ольга Петровна