Хорошо известно, что человеческая деятельность разрушает среду обитания диких шимпанзе и истощает их популяцию. Теперь новое исследование с участием Испании и опубликованное в журнале Science подтверждает, кроме того, что человек резко меняет поведение этих животных .
Ситуация, описанная несколько лет назад и известная как «гипотеза волнения» , устанавливает, что воздействие человека на сообщества шимпанзе не только приводит к утрате среды обитания и популяций, но также и к изменению репертуара поведения этих животных.
Таким образом, эта работа, подписанная исследователями из Института Джейн Гудолл в Испании, подтверждает огромное влияние человеческой деятельности на поведение нашего ближайшего живущего родственника.
Исследование возглавляют Хьялмар Кюль и Амми Калан из отдела приматологии Института эволюционной антропологии им. Макса Планка и Немецкого центра комплексных исследований в области биоразнообразия, и было проведено с 144 сообществами шимпанзе, распределенными в 46 районах пятнадцати стран Африки.
Культурное поведение
Шимпанзе обладают широким репертуаром коммуникативных способностей (жесты, звуки ...), но исследование было сосредоточено на культурном поведении, таком как разработка и использование инструментов, которые не являются ни врожденными, ни в их генетическом коде, а скорее они учатся у сородичей - обычно несовершеннолетних или матерей - и передают их в общество .
«Одним из таких способов поведения, например, может быть извлечение термитов из муравейника с помощью специально подобранного и модифицированой палочки» , - объясняет Лилиана Пачеко, соавтор исследования и директор программы исследований и сохранения диких шимпанзе. Института Джейн Гудолл (IJG) в Сенегале.
Есть поведение, которое может начаться с индивидуальной идеи или случайно (камень ударяется о скорлупу грецкого ореха и открывает его), затем шимпанзе «наблюдают за этим, понимают его и принимают его, затем с годами обучения он становится "Совершенной техникой, которая устанавливается и передается из поколения в поколение в обществе", - говорит испанский приматолог.
Различия в разных сообществах
Кроме того, культурное поведение, такое как местные человеческие традиции, может различаться в разных общинах, и, хотя у шимпанзе есть одни и те же ресурсы, чтобы получить такое поведение, они не обязательно приобретают его. «Например, мы видели, что шимпанзе из Кот-д'Ивуара используют камни, чтобы открыть тип очень твердых орехов, которые также существуют в других областях, но к которым другие группы шимпанзе не проявляют интереса».
Цель исследования состояла в том, чтобы определить, в какой степени все это культурное и поведенческое разнообразие шимпанзе подвержено влиянию человека. Для этого, путем сбора данных и образцов, использования камер-ловушек и экологических и демографических наблюдений, среди прочего, сравнивалось тридцать видов поведения в каждом сообществе шимпанзе.
Исследователи определили, что поведенческое разнообразие групп шимпанзе, населяющих районы с высоким воздействием человека, сократилось до 88% .
Так, например, они увидели, что шимпанзе перестали ломать орехи, чтобы они не шумели и не были обнаружены людьми.Изменение отношения, которое «в конечном итоге прекратит передачу и будет со временем ослаблено», предупреждает исследователь. И то же самое происходит с вызывающим поведением, которое они используют для определения местоположения между группами: «мы видели, что некоторые группы больше не используют их для обнаружения людьми и, таким образом, избегают риска охоты и торговли потомством».
Изменение климата и человечества
Исследование показывает, что вместе с последствиями изменения климата и действия человека, который разрушает и фрагментирует естественную среду обитания этих животных, их близость также влечет за собой изменения поведения у шимпанзе. В результате эти животные потеряют природные пространства и, вместе с тем, свое генетическое разнообразие, но также «потеряют свое культурное наследие», предупреждает Пачеко.
Чтобы избежать этого, в исследовании содержится призыв к тому, чтобы природоохранная политика была «гораздо более всеобъемлющей», а также признавать и защищать уникальное поведенческое разнообразие шимпанзе.
Он также предлагает создание общинных охраняемых районов, «Оговорки с соответствующими проектами устойчивого развития, в которых местное население должно участвовать и получать выгоду, чтобы увидеть, что в сохранении шимпанзе есть дополнительная ценность, и все это является частью работы IJG в Сенегале».