Родом купцы Елисеевы из Ярославской губернии. Родоначальник династии Петр Елисеев, был крепостным у графа Шереметьева, на должности садовника. Легенда гласит, что в один из очень морозных дней, когда в имении графа было много гостей, Петр подал на стол свежую землянику, в хрустальных вазочках. Как он сумел вырастить в 30-ти градусный мороз такую ягоду, никто не знает. Расчувствовавшийся хозяин при всех гостях объявил, что отныне Елисеев свободен. Позже он конечно сильно жалел о своем поступке, потому что такого работника как Пётр было не просто заменить.
Получив небольшую сумму на развитие своего дела от графа Шереметьева, Елисеев открыл лавочку на Невском проспекте в Петербурге, где торговал вином и колониальными товарами. Как выяснилось, Пётр был не только хорошим садоводом, способным вырастить в лютый градусный мороз землянику, но и толковым купцом. Конечно же ему еще и сильно везло, но как говорится, везет сильнейшим, поэтому уже в 1818 году он арендовал крупное таможенное помещение для оптовой торговли, а в 1824 году стал владельцем дома на Биржевой линии, где разместил свой магазин.
К сожалению не долго провластвовал Пётр, ведь всего через год он скончался, и во главе купеческого дела встала его жена, сильная и властная женщина Марья Гавриловна. Под ее чутким, но жестким руководством "торговая империя" начала процветать. Наследникам Петра повезло, они получили уже прочно стоящую на ногах машину, которая приносила неслабый доход, им оставалось поддерживать ход и правильно использовать прибыль.
Наследники не подвели покойного отца. В отличие от него, Сергей, Григорий и Степан получили замечательное образование, говорили на нескольких языках, прекрасно писали и читали, в то время как их отец мог на месте подписи поставить крест или отпечаток пальца. В скором времени Сергей отправился за отцом и матерью, а Григорий со Степаном остались единоличными владельцами больших капиталов.
Первое что сделали братья, так это учредили торговый дом "Братья Елисеевы" с невероятным по тем меркам уставным капиталом более чем в 8 миллионов рублей. Это уже не была лавка или даже оптовая точка торговли, для управления такой компанией нужно было быть не только дальновидным дельцом, но и толковым управленцем. Как выяснилось позже, братья обладали обоими качествами.
"Братья Елисеевы" имели связи с многими торговыми домами Европы, обладали большим торговым флотом и невероятными складскими помещение, которые в своей утробе хранили огромное количество товаром со всего Запада. Склады, на всякий случай, располагающиеся под Биржевой линией имели площадь более 7 квадратных километров, где хранились знаменитые Мадейрские вина. Один тот факт, что братья скупали лучшие урожаи вина по всей Европе, говорил о размахе их предпринимательской деятельности.
В 1874 году купцы получили от императора указ, ставить на своей продукции государственное клеймо, что было невероятно престижно, и ставило товар с таким знаком на несколько голов выше, чем те, кто такого не имел. Деньги текли рекой, и "Братья Елисеевы" имели уже 5 собственных магазинов в Петербурге, причем в очень престижных местах. Там продавали не только алкоголь и деликатесы, но и мед квас и прочее, что было очень высокого качества. В то время компания уже владела несколькими пивоваренными заводами, в том числе и известной "Новой Баварией" на которой выпускались такие сорта как «Баварское» светлое и темное, «Мюнхенское», «Кульмбахское». Популярность товара и объемы его были настолько велики, что вскоре около трети всего рынка алкоголя находилось в руках компании "Братья Елисеевы ".
Последним и наверное самым известным представителем рода Елисеевых был Григорий Григорьевич Елисеев, чьи капиталы превышали 64 миллиона! Он не останавливался на достигнутом и по всей России открывались все новые и новые заводы, магазины, склады, под гербом дома Елисеевых. Как бы то не было, он был последним, хотя видел своего сына, тоже Григория , продолжателем семейного дела, потому что сын предпочел развитию бизнеса в далекой Америке, работу врача-хирурга, а сам Григорий Григорьевич был вынужден с началом революции, бежать во Францию, где и прожил остатки своих лет.
Некогда великая торговая империя оставила после себя лишь складские помещения, заводы и бухгалтерские сводки, напоминающие и по сей день тех, простых русских людей, которые смогли создать то, что даже сейчас находится за гранью реальности.
"М"