Найти тему
Копилка знаний

Шоссе из XIX века

Слово шоссе всем знакомо. Это дорога с твердым искусственным покрытием, чаще всего для автомобилей. Мало кто знает, что этот тип дороги был изобретен в начале XIX века, шотландским инженером - Джоном Мак-Адамом.

Джон Лаудон Мак-Адам (1756-1836 гг.)
Джон Лаудон Мак-Адам (1756-1836 гг.)

Он учился в США, занимался предпринимательством и сколотив состояние в конце XVIII в. вернулся на родину, в Шотландию. С 1806 года начал заниматься дорожным строительством.

В 1815 году он разработал новый вид дороги: вниз клались крупные камни, наверх слой мелкого гравия. Дорога приподнималась над окружающим ландшафтом. Высота такой дороги была около 25 см. Этот способ назвали шоссированием и он стал быстро распространяться по миру.

В дальнейшем дороги улучшили. Сверху их стали поливать гудроном.
В дальнейшем дороги улучшили. Сверху их стали поливать гудроном.

Нововведение дошло и до России. В 20-х годах XIX в. по этой технологии ремонтировали дорогу Санкт-Петербург - Москва. До того в России дороги представляли собой выдолбленную в грунте неширокую колею. На строительство таких дорог сгоняли окрестных крепостных крестьян, им обычно ничего не платили, многие получали травмы и умирали. После дождя и в распутицу такие дороги заполняла жидкая грязь и все приходилось строить по новой.

В болотистых местах (между Новгородом и Бронницами) насыпи были до 4,5 метров высотой, на них слой щебня высотой 25 см. и ширина такой дороги составляла 8.4 метра. По ней ездили дилижансы - многоместные кареты запряженные лошадьми. Весь путь между городами они преодолевали за 4 - 4.5 дня.

Дилижанс
Дилижанс

Так в России появилось выражение "макадамовские дороги" - синоним комфорта и безопасности.