В прошлой статье для Музея Фантастики мы коснулись темы автомобилей будущего. Точнее одной из их разновидностей - “атомных” автомобилей.
В сегодняшней статье продолжим цикл "Ретрофутуризм - взгляд из прошлого в будущее".
Рассмотрим, как представляли повседневный быт дизайнеры-футуристы в 60-е годы 20 столетия. На заре космической эры.
Ракеты и люстры
4 октября 1957 года СССР запустил первый в истории человечества искусственный спутник Земли. Это событие ознаменовало начало новой эпохи в истории человечества. Эпохи - исследования космического пространства. Оно сподвигло многих дизайнеров и архитекторов по новому взглянуть на обыденные вещи вокруг. Нам сейчас трудно это понять, но людям тогда казалось, что ещё чуть чуть, небольшое усилие и человечество перейдёт к освоению новых планет.
Данный взгляд породил интересное явление, которое мы в настоящее время называем термином ретрофутуризм.
Итальянский дизайнер Джино Сарфатти, вдохновившись моделью советского космического спутника ПС-1, выпустил люстру, внешне очень напоминающую ПС-1. Ниже читатель может лицезреть, что у него получилось.
Атомы, планеты и прочие светильники
В начале 60-х наметилась ещё одна интересная тенденция. Любому виду повседневного интерьера придавать шарообразную форму. за примерами далеко ходить не надо они представлены ниже.
Перед нами проигрыватель с радио, изготовленный в лучших традициях ретрофутуризма.
Кто-то спросит, а почему шар? Объяснение очень простое. В то время все грезили освоением новых планет и изучением атома. Следующий пример.
На фото настольная лампа Guzzini, правда созданная чуть позже, уже в 70-х годах 20 столетия, но по своему дизайну она идеально подходила в тематику ретро футуризма.
Космические стулья
Не только люстры и светильники пали жертвой очарования людей космосом. На очереди были и стулья.
По мысли датского дизайнера Вернера, мебель недалёкого будущего должна быть округлой. Да, и тут влияние атома и планет, дорогой читатель. Другой бросающийся в глаза особенностью должна была стать “бесшовность”
Немного по другому переосмыслил вопрос Ээро Аарнио. В его исполнении главной особенностью мебели была иллюзия создания невесомости.
Интересный факт. Мебель, представленная на фотографии ниже, участвовала в съёмках “Космической Одиссеи 2001” Стэнли Кубрика.
Естественно, эти идеи не могли не проникнуть и в СССР. Одним из подтверждений того, что Советский Союз не только не был вне тренда на футуризм, а даже стоял у его истоков, служит замечательный фильм Тарковского “Солярис”. Ниже представлен кадр из него.
Интересно, что в данном кадре “засветился” стол-тюльпан одного финского дизайнера.
Общим признаком всей представленной выше мебели можно считать её обтекаемость и полное игнорирование углов.
Это течение сыграло важную роль в жизни современного общества, указав новые горизонты развития и творчества. Его следует рассматривать, как попытку человечества осмыслить себя в рамках вселенной, которая казалась людям 60-х как некогда близкой.
Другое дело, что мечты людей эры первого прорыва в космос не воплотились жизнь, но это совсем другая история. Потомкам же останутся смелые идеи и немногие воплощённые в реальность проекты.
------
Весь цикл - Музей Фантастики - читайте на нашем сайте.