Эстетику можно в целом охарактеризовать, как науку о прекрасном. Чарльз Дарвин как-то заметил, что утрата красоты равносильна утрате счастья. Красота, мол, правит миром, и она чуть ли главная сила мироустройства.
На мой скромный взгляд, возносить на такие высоты красоту, мягко говоря, несколько самонадеянно. Подобное возможно только в обществе, напрочь растерявшем христианские ценности. Впрочем, насколько я могу судить об этом, Европа давно уже с ними распрощалась, посеяв вместо них гуманизм, то есть не-евангельское восприятие добра.
Красота, конечно, не относительна, и где-то её бывает больше, а где-то меньше. Но она и не самоценна, то есть при некоторых условиях она напрочь теряет смысл. При каких же условиях? Всё просто - при отсутствии любви.
В христианстве главное - это любовь. Не просто любовь к Богу и ближнему, а способность пойти в своей любви до конца - до самопожертвования и физической смерти (за Бога и ближнего). Так что красивенькое нечто, не несущее смысловой нагрузки - это вовсе не от христианства, а скорее от мира сего. Это, говоря примитивным языком - как фантик от конфетки, при отсутствии содержимого. И это касается всего модерна, который воцарился в Европе чуть ли не с эпохи Возрождения (не стоит путать со стилем модерн конца 19-20 веков - он явился уже своеобразным апофеозом; в широком же смысле я подразумеваю под "модерном" всё европейское гуманистическое настроение умов за последние 500 лет).
Есть точка зрения, что эстетизм - это стремление превратить себя и всю свою жизнь в произведение искусства. Возможно, что эстетизм стал в Англии реакцией на буржуазность и строгую пуританскую мораль. Но, понятное дело, существовал он не только в Англии. Да, конечно, Оскар Уайльд - это эстетизм. Но и Михаил Булгаков, с его "новым религиозным сознанием" - это тоже эстетизм. А вспомним-ка стихи Николая Гумилёва:
"Гиппопотам, с огромным брюхом,
Живёт в яванских тростниках..."
Там на каждом шагу - эстетизм, любование "красивостью":
"И свирель тишину опечалит,
И серебряный гонг заревёт,
В час, когда задрожит и отчалит
Огневеющий траурный плот..." (всё привожу по памяти).
Объединение "Мир искусства" (А. Бенуа, Л. Бакст, Н. Рерих и другие) - отражение той же самой общей тенденции в живописи, театральном искусстве, графике. "Мирискусники", а равно "акмеисты" и прочие олицетворяют собой именно ту самую русскую интеллигенцию, которая, по словам И. А. Бунина, была в поисках Бога, но многие из них нашли Его совсем в ином.
Вопрос: "А зачем они Его искали?" Ответ: "Потому что потеряли. Если бы не теряли, не стали бы и искать". Потеряли внутреннее, а искали внешнего.
Всё вышеизложенное было знамением времени. В принципе, весь модерн - это отступление от Евангелия, шаг за шагом, понемногу, назад. Если же говорить о событиях столетней давности, то, как снежный ком, как лавина, набирающая скорость, модернистское (читай - гуманистическое, не-евангельское) настроение умов и душ породило коренные изменения сначала в литературе, театре, изобразительном искусстве, а потом и на политической карте.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ, СТАВЬТЕ "ПАЛЕЦ ВВЕРХ"!