Найти в Дзене

Эстетизм, как суть модерна

Эстетику можно в целом охарактеризовать, как науку о прекрасном. Чарльз Дарвин как-то заметил, что утрата красоты равносильна утрате счастья. Красота, мол, правит миром, и она чуть ли главная сила мироустройства.

Фигура на кладбище Стальено, Генуя
Фигура на кладбище Стальено, Генуя

На мой скромный взгляд, возносить на такие высоты красоту, мягко говоря, несколько самонадеянно. Подобное возможно только в обществе, напрочь растерявшем христианские ценности. Впрочем, насколько я могу судить об этом, Европа давно уже с ними распрощалась, посеяв вместо них гуманизм, то есть не-евангельское восприятие добра.

Красота, конечно, не относительна, и где-то её бывает больше, а где-то меньше. Но она и не самоценна, то есть при некоторых условиях она напрочь теряет смысл. При каких же условиях? Всё просто - при отсутствии любви.

В христианстве главное - это любовь. Не просто любовь к Богу и ближнему, а способность пойти в своей любви до конца - до самопожертвования и физической смерти (за Бога и ближнего). Так что красивенькое нечто, не несущее смысловой нагрузки - это вовсе не от христианства, а скорее от мира сего. Это, говоря примитивным языком - как фантик от конфетки, при отсутствии содержимого. И это касается всего модерна, который воцарился в Европе чуть ли не с эпохи Возрождения (не стоит путать со стилем модерн конца 19-20 веков - он явился уже своеобразным апофеозом; в широком же смысле я подразумеваю под "модерном" всё европейское гуманистическое настроение умов за последние 500 лет).

Тициан Вечеллио. "Венера Урбинская". 1538
Тициан Вечеллио. "Венера Урбинская". 1538

Есть точка зрения, что эстетизм - это стремление превратить себя и всю свою жизнь в произведение искусства. Возможно, что эстетизм стал в Англии реакцией на буржуазность и строгую пуританскую мораль. Но, понятное дело, существовал он не только в Англии. Да, конечно, Оскар Уайльд - это эстетизм. Но и Михаил Булгаков, с его "новым религиозным сознанием" - это тоже эстетизм. А вспомним-ка стихи Николая Гумилёва:

"Гиппопотам, с огромным брюхом,

Живёт в яванских тростниках..."

Там на каждом шагу - эстетизм, любование "красивостью":

"И свирель тишину опечалит,

И серебряный гонг заревёт,

В час, когда задрожит и отчалит

Огневеющий траурный плот..." (всё привожу по памяти).

Объединение "Мир искусства" (А. Бенуа, Л. Бакст, Н. Рерих и другие) - отражение той же самой общей тенденции в живописи, театральном искусстве, графике. "Мирискусники", а равно "акмеисты" и прочие олицетворяют собой именно ту самую русскую интеллигенцию, которая, по словам И. А. Бунина, была в поисках Бога, но многие из них нашли Его совсем в ином.

Лев Бакст. "Древний ужас". 1908
Лев Бакст. "Древний ужас". 1908

Вопрос: "А зачем они Его искали?" Ответ: "Потому что потеряли. Если бы не теряли, не стали бы и искать". Потеряли внутреннее, а искали внешнего.

Всё вышеизложенное было знамением времени. В принципе, весь модерн - это отступление от Евангелия, шаг за шагом, понемногу, назад. Если же говорить о событиях столетней давности, то, как снежный ком, как лавина, набирающая скорость, модернистское (читай - гуманистическое, не-евангельское) настроение умов и душ породило коренные изменения сначала в литературе, театре, изобразительном искусстве, а потом и на политической карте.

Надгробие на кладбище Стальено, Генуя
Надгробие на кладбище Стальено, Генуя

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ, СТАВЬТЕ "ПАЛЕЦ ВВЕРХ"!