Найти тему
Аниме мир

Скрытый страх в аниме

Оглавление

Здравствуй, уважаемый любитель 2д мира. Как вы знаете, сейчас онгоингом выходит "Обещанный неверлэнд". Достаточно годное аниме, которое некоторые называют хоррором. Только вот по мере просмотра я все меньше и меньше нахожу в нем что-то страшное. Именно в такой момент потока своих мыслей, я понял, что аниме вообще нельзя назвать страшными. Или все таки можно? Я назвал бы это "скрытый страх". Сейчас я постараюсь разобрать одну из концепций анализа фильмов ужасов и проиллюстрировать ее на примере аниме.

Кстати, НЕ ДОЧИТАЛ- ПРОИГРАЛ

Фильмы ужасов это же мусор развлекательный!

Говорить о возникновении жанра хоррор в мировой культуре достаточно тяжело, так как попытки взаимодействия со зрителем путем раскрытия эмоции страха появлялись еще в 19 веке. 20 век принято считать рассветом хоррор фильмов и их массовой популяризации.

-2

Только вот углубляться в историю кино на канале про аниме не совсем правильно, поэтому скажу сразу: по мере развития фильмов ужасов начали появляться различные концепции интерпретации этих самых фильмов. Кино, которое многие тогда и многие сейчас называют лишь аттракционом, стали воспринимать, как нечто интеллектуальное. Как следствие, появились первые концепции, углубляющиеся в сущность фильмов ужасов.

Нет, фильмы ужасов- это искусство

Одним из первых кинокритиков, кто решил придать значение хоррор фильмам был Робин Вуд. Вуд решил: "эй вы, все, кто считает фильмы ужасов чем-то низменным- иди нафиг. Фильмы ужасов это искусство". Именно исходя из этого убеждения, Робин в своей работе "An introduction to the American Horror films" подробно расписал метод анализа фильмов ужасов, смешав концепции моих любимых Маркса и Фрейда (что-то сильно много их стало в последних статьях). В статье Фрейда "Жуткое //Художник и фантазирование " Зигмунд впервые вводит понятие "жуткое", что означает скрытое, которое вырвалось наружу. Если говорить вкратце, то человека пугают вещи, которые с первого взгляда живые, но по факту неживые. Например, куклы, двойники, приведения и т.д. Робин вуд умело взял это и совместил с Буржуазным капиталистическим обществом Маркса.

-3

На выходе мы имеем: Из общества постоянно что-то вытесняется. То, что идет против общества рано или поздно должно из него исчезнуть. Есть базис- то,что делает из нас животных, насилие, признание неживого. Есть прибавочное- угроза для буржуазного общества: женщины (если мы рассматриваем патриархальное общество), бездельники (если мы рассматриваем Японский рынок, где каждый должен полностью посвятить себя работе).

Скрытый страх в аниме

Методология, которую я описал выше, не может работать без всеми нами известных хоррор элементов: саспенс, гнетущая атмосфера и соответственная музыка, скримеры, гиперболизированные образы. Скрытый страх- я бы назвал это так. Давайте разберем на конкретных примерах.

Идеальная грусть

Аниме "Идеальная грусть" или же "Perfect Blue". Главная героиня Мима Кирогоэ- олицетворение элемента, который идет против японских буржуазных ценностей. Она обретает самость, которая мешает ее покорному исполнению рабочих обязанностей. Рабочий винтик уходит из капиталистической машины, тем самым ломая ее.

-4

Добавляя к этому Фрейдовский элемент, а именно мистические силы и загадочного убийцу (нам показывают что-то неизведанное, а мы не можем определить что перед нами: человек или не человек), зритель способен уловить скрытый страх. Особенно японский зритель. Все это полито соусом из криповых образов, реалистичной рисовки, малого количеством света, общим саспенсом картины.

Обещанный неверлэнд не страшный

Аниме " Обещанный Неверленд" или "Yakusoku no Neverland ", в свою очередь тоже можно рассмотреть таким способом. Только вот в нем картина немного другая. Есть тезис при анализе: монстр угрожает нормальности. Робин Вуд считал, что нормальность- буржуазные ценности. Обещанный неверлэнд показывает, как эта концепция изменилась с течением времени. Поэтому в обещанном неверленде буржуазно-капиталистические ценности стали монстром, а не нормальностью. Дети и их желание стать свободными- нормальность. Мама и монстры, стоящие над ней желают властвовать над детьми и сделать их лишь объектом потребления.

-5

Дети для них объект, как аллюзия на стремление буржуазии превратить все в средство труда. И вот,казалось бы, аниме должно быть страшным, но нет. В нем нет художественных элементов хоррор муви, которые смогли бы заставить зрителя почувствовать страх от увиденного. Есть лишь скрытый страх и легкое ощущение устрашающей атмосферы. Надеюсь, что статья вам понравилась. Помните, что вы можете поставить лайк и подписаться на канал. Спасибо каждому за поддержку! ^_^