Найти тему

Время выигрывать

Финансовые потрясения дают отличную почву для счастливого обогащения. Как сказал Энди Гроув, слабые бизнесы кризис убивает. Сильные бизнесы переживают его более или менее успешно. Выдающиеся бизнесы выходят из кризиса сильнее, чем были до его начала. В поисках действующих рецептов «Часкор» заглянул в карманы поднявшихся на кризисах разных лет.

Материал опубликован на портале "Частный корреспондент".

Выиграть во время всеобщего потрясения может любая компания, даже работающая в отрасли, которая сильнее всего пострадала от кризиса, — например, в автомобилестроении, банковском секторе или торговле недвижимостью.

Давид и Голиаф

Маленьким экономическим чудом стала операция, совершенная недавно руководителями небольшой автомобильной компании Porsche, выпускающей хоть и великолепные автомобили, но зато по количеству в 7 раз меньше АвтоВАЗа.

Президент компании Porsche Венделин Видекинг и ее финансовый директор Хольгер Хертер, чьи имена впору гравировать на золотых табличках, совершили грандиозный подвиг, заняв в банках порядка 35 млрд евро на скупку акций европейского автогиганта Volkswagen. К весне Porsche скупил чуть более 30% акций «народного автостроителя». В сентябре, когда информация о попытках поглощения просочилась на рынок, акции выросли в 2 раза.

Хеджевые фонды стали играть на понижение цены, решив, что на фоне кризиса акции будут только падать, и стали продавать акции Volkswagen, взятые в долг у того же Porsche.

Однако гениев из Porsche они недооценили, акции были тайно скуплены самой же компанией Porsche. Когда пришло время возвращать занятые акции, хедж-фонды обнаружили, что оказались должны целых 12% акций — больше, чем продавалось на рынке. Им пришлось скупать акции по любой цене, и капитализация Volkswagen взлетела до луны, сделав корпорацию на один день самой дорогой в мире.

Porsche озолотилась, выиграв на пустом месте несколько миллиардов долларов и получив контроль над более чем 75% акций компании, превосходящей ее по выручке примерно в 10 раз.

Исторические кадры

Яркими примерами того, как можно создать империю во время экономического хаоса, щедро делятся Штаты. Forbes вспоминает целую череду подобных случаев за последние 200 лет. Мир тогда вообще был другим, но некоторым особо смекалистым удалось построить компании, которые и сегодня процветают.

-2

Американец Чарльз Уайли основал свое дело во времена депрессии 1807—1814 годов. Сначала это были маленькая частная типография и книжный магазин на Манхэттене, но вскоре, пытаясь выкарабкаться из кризиса, Уайли начал сотрудничать с влиятельным издателем Корнелиусом Ван Винклем. Типография и магазин стали местом встреч талантливых писателей, затем владелец компании смекнул заняться изданием их книг. Среди авторов были Фенимор Купер, Эдгар Алан По, Вашингтон Ирвинг... Со временем расширяющаяся корпорация получила имя John Wiley & Sons, и ее дело продолжается по сей день — капитализация компании на Нью-Йоркской бирже составляет 2 млрд долларов.

Гигант страхового рынка компания AIG также родилась в самое, казалось бы, неподходящее время. В 1918 году, когда настроения в американской экономике сложно было назвать радужными, Корнелиус Вандер Старр сменил место работы — покинул автостраховую компанию в Калифорнии и уехал в Японию, а через какое-то время продолжил деятельность в страховом бизнесе в Шанхае. В 1919 году, в разгар послевоенного кризиса, он основал страховую компанию American Asiatic Underwriters. Это и есть сегодняшняя AIG — American International Group.

Еще одна империя, появившаяся в условиях кризиса, — Playboy Enterprises. Первый номер Playboy вышел в конце 1953 года в нелегких условиях: затухавшая война в Корее наслаивалась на разгоравшуюся холодную войну. Для финансирования тренировок политических мускулов требовались средства, которые по традиции изымали за счет налоговых сборов. Предприимчивый ум Хью Хефнера, бессменного главного плейбоя, позволил ему найти пути не только для того, чтобы привлечь к своему журналу внимание, но и для того, чтобы расти и расширяться.

Внимание к деталям

История продолжается: хотя кризис принято называть глобальным, имея в виду не только его географический масштаб, но и глубину действия, находятся компании и люди, умудряющиеся не только не прогорать, но и весьма прилично зарабатывать. Тот же Forbes приводит свежий пример Джеффа Грина, который на фоне всеобщей паники в этом году вдруг попал в топ-400 богатейших американцев.

-3

Грин в последние 20 лет занимался инвестициями в недвижимость. Миллиардер вел весьма успешную деятельность по строительству и сдаче в аренду объектов, но самые большие деньги Джефф Грин заработал только в последние два года, предугадав проблемы рынка недвижимости и сыграв на его падении. В итоге за истекшие 18 месяцев Грин стал обладателем 800 млн долларов быстрой прибыли, и сейчас его состояние оценивается в 1,4 млрд долларов.

Известно, что сильнее всего кризис ударил по банкам. Но не по всем: банковский гигант Goldman Sachs получил рекордную прибыль по итогам 2007 финансового года, завершившегося в ноябре, — 11,6 млрд долларов. По мнению одних аналитиков, инвестбанк грамотно сыграл на понижении стоимости ипотечных ценных бумаг, другие связывают успех с грамотным управлением рисками, — единого мнения о причинах успеха нет, но цифры говорят сами за себя.

Другой рекордсмен по росту прибыли — сеть фастфуд-ресторанов McDonald's. Мировые продажи компании выросли в одном только октябре 2008 года более чем на 8%, сообщает Reuters. Общие доходы корпорации также растут и уже превысили результаты прошлого года: потребители сокращают расходы на роскошь, в том числе на питание в дорогих ресторанах, а точки с дешевым питанием на этом выигрывают — кушать-то хочется в любые времена. Кстати, один из самых богатых людей мира инвестор Уоррен Баффет (кстати, также увеличивший свое состояние на фоне всеобщего кризиса) советует вкладывать деньги в бизнес, без которого не обойтись даже в самые сложные времена, — в частности, как раз в сферу питания.

С молотка

Российская экономика по сравнению с американской еще весьма молода. И первому потрясению на нашем рынке в августе исполнился первый юбилей. Именно с кризисом 1998 года принято сравнивать ситуацию в стране.

Например, в 98-м в одном почти миллионном городе России тираж газеты «Из рук в руки» за август — октябрь подскочил с обычных 5 тыс. до 18 тыс.экземпляров, попутно газета заметно потолстела. Люди начали в массовом порядке и гораздо тщательнее считать деньги.

Сейчас похожие тенденции можно лицезреть на счетчике посещаемости главной доски интернет-объявлений «Из рук в руки» — irr.ru. Среднесуточное количество просмотров страниц сайта, если верить счетчику LiveInternet, резко выросло и перевалило за 4,3 млн страниц в день — почти в 2 раза больше, чем годом ранее. Бьет исторические рекорды и посещаемость главного аукциона Рунета Molotok.ru — 18 ноября на сайте зафиксировано 115 тыс. посетителей, в то время как в сентябре среднесуточная посещаемость колебалась вокруг 60 тыс. в будний день.

Наше дело

Яркий отечественный пример — компания «Рамэнка», напомнила «Часкору» гендиректор НКГ «2К Аудит — Деловые консультации» профессор Тамара Касьянова. «В 1997 году «Рамэнка», владелец сети «Рамстор», пошла на риск — ей пришлось выходить на практически пустой московский рынок, однако модель многофункциональных торговых центров оказалась весьма успешна», — говорит эксперт.

-4

Несмотря на кризис 1998 года, компания не только выжила, но и существенно увеличила обороты и выручку за счет смены ассортимента магазинов в пользу более дешевых и востребованных категорий.

Неплохо чувствовали себя в 1998-м, равно как и сейчас, деловые российские СМИ. Известный факт: сайт rbc.ru мощно «выстрелил» аккурат в период августовского кризиса — 98, когда оперативная экономическая информация оказалась чрезвычайно востребованным продуктом. Десять лет спустя число просмотров страниц РБК также увеличилось, по данным Rambler’s Top100, в 2 раза. Впрочем, этим кризисом спешат воспользоваться конкуренты РБК — их посещаемость также выросла и продолжает расти. Впрочем, по словам участников рынка, сегодняшний приток посетителей сайтов означает прибыль лишь в будущем, а сейчас, напротив, предполагает дополнительные инвестиции.

В Рунете появились еще несколько ресурсов, поставляющих оперативную информацию, — Infox.ru, DailyOnline.ru и BFM.ru. Возможно, их инвесторы выбрали момент кризиса сознательно: есть интерес читателей к новостям и аналитике, значит, если завлечь посетителей сейчас, через какое-то время вложения окупятся.

Российские бизнесмены, то ли вдохновляясь историческими примерами, то ли опираясь на уверенность в собственных силах, все чаще заявляют о том, что во время кризиса и на кризисе можно отлично заработать. «Резкое изменение условий создает не только проблемы, но и возможности по наращиванию конкурентных преимуществ, захвату и созданию новых рынков — как в России, так и за ее пределами», — говорит президент группы «ОНЭКСИМ» Михаил Прохоров на страницах газеты «Ведомости». В другом интервью Прохоров вовсе называет кризис «пиком возможностей».

С олигархом согласен и президент «Группы ГАЗ» Сергей Занозин. «Для производителей продукции в низком ценовом сегменте — таких, как наша компания, — у кризиса есть и позитивная сторона — это вполне логичное смещение спроса в сторону более дешевой продукции. Так, в аналогичных ситуациях «Газель» уже вывозила страну из кризиса», — заявлял бизнесмен в интервью «Полит-НН.ру».

В общем и целом, как ни крути, выходит, что кризис — это, конечно, проблема. Но она же и возможность пойти в рост. Банальная метафора об обратной стороне медали работает и здесь, главное — понять, с какой стороны смотреть и как этим можно воспользоваться.

Автор: Анастасия Никифорова, "Частный корреспондент".