Объявление Москвы «третьим Римом» было необходимо, чтобы обосновать ее возвышение над другими русскими территориями. Московские правители, ранее именовавшиеся «князьями», претендовали на царский титул. Но чтобы так зваться на законных основаниях, следовало объявить себя преемниками Рима и Византии.
Что значит Третий Рим?
Впервые концепция «третьего Рима» прозвучала в трудах митрополита Зосима в конце XV века. В начале же следующего столетия старец Филофей из Пскова адресовал послание Василию III. В нем игумен ставит московского князя не только в один ряд с Константином Великим, но и называет последнего его предком, тем самым обосновав всю концепцию. Филофей говорит, что оба «Рима» уже пали (имея в виду Константинополь и собственно Рим), так как изменили православию. Но третий — Москва — стоит. И если она окунется в грехи, то четвертого Рима уже не будет, потому что в мире больше нет единого православного государства. А это означает конец света. Таким образом, вся теория имеет не просто религиозный, но и политический подтекст.
Теория Москвы как «третьего Рима» существовала и в легендах конца XV — начала XVI веков. В них говорится о том, что шапка Мономаха и другие предметы власти имеют византийское происхождение. Якобы Константин Мономах лично прислал их киевскому князю Владимиру II Мономаху. Однако в местных летописях об этом упоминания нет.
Но почему за идеальный прообраз берется именно Рим? Объяснить подобное можно его величием. В период расцвета империя включала в себя все известные на тот момент страны и народы, обладала развитой культурой и сложной системой управления. Устройство и размах Римской империи порождали мысли о незыблемости такого порядка.
Христианская церковь подхватила эти идеи и переиначила на свой лад, создав собственную структуру, которая гармонично вписалась в систему. Рим стал образом царства небесного на земле, где есть два правителя — светский и духовный. Они представляют собой гармоничный, взаимодополняющий и неделимый образ.
Раскол империи
«Второй Рим» появился уже после распада империи на восточную и западную. Одни признавали только немецкого (наследника римского) императора и Ватикан, другие — византийского императора и православный патриархат. Каждая из империй считала себя образцом светских и духовных ценностей, взаимоисключают друг друга. Мир обрел два соперничающих лагеря. Латинский Запад и православный Восток. В этом ключе каждая из церквей воспитывала свою паству.
В духе подобных идей находилась и Москва. До XV столетия признавался безоговорочный авторитет как Константинопольского патриарха, так и византийского императора. Однако положение обоих существенно пошатнулось в 1439 году.
Москва - хранительница православных традиций
По итогам Ферраро-Флорентийского собора греки признали главенство Папы Римского над всеми христианами в обмен на помощь в борьбе с Османской империей. И пусть уния не вступила в силу, авторитет Византии и ее церкви на международной арене оказался подорван.
На этом фоне Москва переживала существенные изменения. Объединение государства, конец монголо-татарского ига, брак Ивана III и Софьи Палеолог (наследницы византийского трона), успехи военных кампаний — все это сделало Москву подходящей на заявленную роль. Именно она стала хранительницей православных традиций, а также новым центром, вокруг которого завершилось объединение российских земель.
Если статья вам понравилась подписывайтесь на канал, ставьте лайки, задавайте вопросы в комментариях.