- Добрый вечер, Александр.
- Добрый вечер, доктор.
- Скажу прямо, меня удивила живость вашего мозга. Мне даже захотелось начать защитить автора статьи, но интереснее другое. Как я поняла по вашим комментариям вы негативно относитесь к религии.
- Но тут еще нужно определиться в терминах. На самом деле я негативно отношусь к тому что клерикалы используют действительно верные мысли, в своих интересах. Часто извращая эти мысли доводя их до мракобесия включая их в свои догматы. Вы садитесь, - сказал я,- будем считать это вторым вводным уроком.
Она снисходительно улыбнулась, но все же села.
-Начиная разговор о религии я хотел бы напомнить о своем понимании границ мышления и поведения. Поведение является все же низменной характеристикой взаимодействия человека с окружающим миром. Низменной в том смысле, что понятие поведения присуще и всем животным, поэтому поведение призвано в первую очередь удовлетворять базовые потребности. А мышление присуще только человеку и призвано постигать неосязаемые вещи: справедливость, теоретическую физику, верования. Бесспорно, что мышление накладывает отпечаток на поведение и наоборот и совершенно независимо эти понятия нельзя рассматривать, но все же необходимо понимать разный уровень этих понятий.
Поэтому считаю нужным сразу оговориться что поведение, как более низкоуровневый процесс необходимо корректировать исходя из цивилизационных надобностей и принципов человечности. Для мышления же наоборот лишь расширение границ есть путь к познанию.
- А можно я параллельно буду задавать вопросы о вашем самочувствии?
- Да, если вы считаете это необходимым, но уверяю, вам не удастся меня сбить.
- У меня и в мыслях такого нет. Чувствуете те ли вы возбуждение когда говорите.
- Ну, скорее когда думаю что говорить. Честно говоря, не уверен, что вы точно поймете суть моих высказываний если параллельно будете еще чем-то заниматься.
- Уверяю вас женщина так может.
- Ну предположим. Для начала беседы о любом явлении считаю правильным сначала дать ему точное определение. Ну ни для кого не секрет, что само религия происходит от латинского (religare) слова, которое дословно переводится как «воссоединять». Научное же определение гласит, что религия это — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации. Из всего этого нагромождения положительным я считаю лишь фактор существования моральных норм. Конечно, все зависит от уровня развития общества и при низком уровне все эти факторы имеют роль воссоединяющего фактора. Я не отношусь к религии строго негативно, потому что это часть истории, непосредственный участник формирования человеческого общества.
Почему появились религии? Вероятно, из-за желания видеть хаотический мир вокруг себя более понятными регулируемым некоторыми законами. Религия, как и научные знания двигаются в принципе по одному пути, с той только разницей, что религиозная наука сразу очерчивает для себя жесткие границы мышления четко определяя субъективные для понимания вещи, говоря таким образом, что в этой области знаний искать ничего не нужно, тут все найдено. Иногда в религиозной мысли происходит расширение границ, но происходят они по несколько другому принципу. религия расширяет границы лишь после того когда четко установит следующие, в науке же наоборот границы разрушаются совершенно безотносительно создания новых. Если сравнить это допустим с крепостью, то в случае религиозного развития, сначала стоят стену подальше, потом разрушают, или не разрушают предыдущую, а в науке же знания сейчас похожи на недостроенные крепости, с огромными дырами в стенах, и границы, выложены в несколько рядов кирпичей. И вот обыватель смотрит на эти развалины и думает, может и хорошо, что местность далеко проглядывается, но мне гораздо уютнее жить в огромной хорошо продуманной крепости за такими высокими и крепкими стенами что дальше них ничего не видно, да и наставники говорят, что дальше и нет ничего.
Но, даже просто наблюдая за историей развития религий просматривается прогресс в виде постоянного расширения границ.
Вначале было много богов узко ограниченных богов и каждый отвечал за вверенный ему участок. Бог войны Бог любви и т.д. человеку вначале становления теологической науки было трудно поверить, что существует настолько могущественное существо, совмещающее в себе всё.
Несколько позже люди объединили всех богов, предполагая, что есть некая высшая сила, которая представляет собой всё, бесконечность и ничто, сотворение и разрушение, но практически сразу сделали шаг назад решив, что бог не может быть злым, а, следовательно, черную работу должен делать кто-то другой.
Одновременно совершенствовалась и теологическая мысль. И кроме описания сверхъестественного, там появлялись и мысли, направленные на гуманизм, всепрощение, но как обычно в человеческой истории класс паразитов непременно любую благую вещь подомнет под себя и будет использовать для удовлетворения своих потребностей.
Что я точно могу сказать, такие понятия как вера в некую идею допустим сотворения мира, правила функционирования мира, варианты обретения бессмертия я совершенно четко отделяю для себя от института церкви в самом широком смысле этого слова. Которая, прикрываясь красивыми идеями занимается на самом деле лишь отъемом денег у населения, на фоне укоренения веры в сверхъестественное.
Мне совершенно не сложно поверить, что все сущее создал бог или что все есть сон бога, или что мы проект неких космических программистов. Но я отрицаю веру в то, что, отдавая свои деньги церкви или убивая других людей, не разделяющих мои идеи я попаду в некий «рай» и буду там прибывать вечно.
Как и в любой сложной системе религиях сосчитаются, казалось бы, не считающиеся вещи. Например, понятия о человечности совести и морали и моральное деградирование самих проповедников.
- Неужели вы не верите в Бога?
- Думаю, что если я отвечу нет, то вы потребуете доказательств? А что есть Бог? Это бородатый старик, следящий за нами и помогающий в трудную минуту, это спящий голый мужик в плывущий в океане забвения и вечности, которому мы все снимся или это некий сгусток энергии, который, не имея возможности удерживать энергию внутри себя выплескивает ее и порождает новые миры и никак не следит за ними и не ответствует в них? Есть ли вообще бог? Вся сложность этого простого для многих вопроса в том, что вопрос находится и рассматривается в рациональной зоне понимания, а понимание бога в иррациональной. И нет совершенно никакой возможности доказать наличие или отсутствие бога в принципе. Со стороны доказательства наличия бога станут субъективные объяснения, от которых потребуют научных доказательств физического существования некоего существа намного могущественного чем человек. С другой стороны проявлений бога, придуманных человеком настолько много что и отрицать возможность существования будет невозможно.
Но вопрос здесь скорее в другом. Если все решат, что нет никакого бога, потому что доказательства его существования — это лишь субъективные мнения людей, то нет никакого загробного мира, никакого воздаяния по заслугам и можно жить как угодно, не боясь никакой кары. скорее всего наступит некое время хаоса, пока человечество не поймет, что некие общечеловеческие принципы все же нужны, что бы поддерживать их было проще нужно объявить, что эти принципы провозгласило могущественное существо.
Так же необходимо понимать, что, оставляя человека без религии, у него очень плохо формулируется сверхзадача его жизни. Как-то странно жить с мыслью, что у тебя, по сути, есть лишь биологическая задача, оставить этому миру кусочек своей ДНК. Умерев разложиться на микрочастицы и все.
Жажда бессмертия, вот что манит людей в религии.
Человеку необходимо предположение что он или его часть в виде души его бессмертна. И что эта биологическая задача лишь точка на прямой его бесконечной жизни. В таких перспективах легче жить и умирать.
- Могу ли я предположить, что у вас есть некое личное понимание, что же такое Бог?
- ну как я уже сказал ответа на вопрос есть ли бог не существует. но я для себя эту картину рассматриваю примерно так. Есть понятие бесконечности, в которое входит все: сущее, субъективное, истинное знание. Эта бесконечность и есть Бог для меня. Исходя из этих понятий могу обрисовать так же, например, бессмертие.
Личного бессмертия не существует, на мой взгляд оно бессмысленно. Мысли человека связывают с душой и говорят, что она отделима от него, возможно я думаю, что возможно эта часть энергии, выбрасываемая организмом после смерти по закону сохранения энергии, но в этом случае она безлика. Мысли и индивидуальность порождение мозга. Мозг не может существовать без питания, например, от тела. Соответственно, как только тело умирает, умирает мозг, умирает мышление, умирает индивидуальность. Поэтому есть ли у меня бессмертная душа уже не имеет такого уж большого значения раз она не несет моей индивидуальности.
- Существует ли рай и ад.
- Думаю, что нет. Возможно в агонии человек и переживает какие-либо мучения о содеянном или не содеянном, но это лишь секунды, хотя при быстроте работы мозга возможно это время может мнимо увеличиться на довольно продолжительное количество. Однако стоит заметить, что переживания возможны лишь при понимании неправильности содеянного или не содеянного. Человек не будет переживать, например, об убийстве человека, если он считает, что это было правильное решение и может всю жизнь переживать об убийстве странного жука, потому что это было, например, ничем необоснованно.
- То есть вы не верите.
- Без веры или идеи жить очень тяжело. Жить в пустоте без ориентиров. Нет моя вера в том, что наступит светлое время для человечества, образование станет религией, а не наоборот. Знание станет идеей что ведет человечество к прогрессу.
На ее лице мелькнуло (а ведь на какой-то момент он мне начал казаться нормальным человеком.)
У понятий религия и вера в поем понимании существует странная взаимосвязь. Если представить всё весьма условно, то вера порождает религию, религия же убивает веру, порождая догматизм поведения. Религиозные институты, порожденные человечеством и оказавшие некоторое положительное влияние на развитие гуманитарных наук искусств, в нынешнее время являются пережитком той исторической эпохи, конец которой близок. Религиозные институты, не имея возможности что-либо дать человеку в нынешнее время паразитирует на обществе, предлагая мнимую посмертную справедливость, а также оказывают тормозящее действие на технологическое развитие внушая своим адептам постоянные страхи на счет всего нового.
- Кроме всего прочего религия дает людям понятие о воздаянии за совершенные деяния. Воздаяние является одной из форм справедливости. Но справедливость такое запутанное понятие, что для него я хотел бы выделить отдельный вечер, иначе как мне кажется, все это приведет к путанице.
- Да это было бы логично
- Время с вами летит как-то незаметно. Но вы правы, мне уже пора. Завтра будет расшифрована ЭЭГ. Как я могла понять альфа ритм четкий. Но все-таки когда программа все расшифрует нам будет более понятно о повреждениях мозга.
- Вы все еще считаете, что мой мозг поврежден?
- Нет, вы, бесспорно показываете неплохое логическое мышление, но к сожалению, это не весь мозг. Вы кода ни будь, слышали о прозопагнозии?
- Это вы к тому, что я сказал, что не узнал своего лица? Просто в голове у меня была цепочка рассуждений…
- Я верю, что при ваших способностях вы бы смогли объяснить мне этот приступ, к сожалению, не узнавание близких, а в особенности себя является признаком серьезных нарушений в работе мозга. Но так как видимые повреждения у вас в теменной области, то возможно, это всего лишь некая шутка восприятия. Надеюсь, что все будет хорошо.
- И я.
- Отдыхайте, завтра будет трудный день, несмотря не на что.
Я кивнул. И посмотрел еще раза в зеркало. Это мое лицо, убедил я себя. Дверь хлопнула. Я опять один со своими мыслями на едине…