Чтобы чаю попить или принять ванну, в отдаленном микрорайоне Ноябрьска много лет открывали не кран – оттуда текло коричневое нечто, а баклажки. Привыкли покупать воду, набирать из родника или частных скважин. Теперь водопровод работает лучше, но умывать руки рано, считают жители.
Несколько месяцев назад в микрорайоне Вынгапуровском заработала новая водоочистная станция. Поступающая из 11 скважин вода закачивается в резервуарах, затем проходит через 10 самоочищающихся фильтров и обеззараживается ультрафиолетом, только потом попадает в распределительную сеть.
Процесс водоочистки автоматизирован, контролирует его один оператор. Бесперебойность работы обеспечивают два независимых источника электроэнергии.
За сутки станция может выдать пять тысяч кубометров воды, что в два раза больше, чем нужно поселку. Каждые восемь часов лаборанты берут пробы и дают заключение: «Вода соответствует СанПиН».
Чтобы все это стало возможным, потребовалось шесть лет и почти 400 миллионов рублей, из которых 60 вложило АО «СибурТюменьГаз». Оценить объект несколько дней назад приезжали глава Ноябрьска Алексей Романов и генеральный директор «Сибура» Александр Тепляков.
– Жители микрорайона Вынгапуровского обеспечены питьевой водой. Станция водоочистки заработала на полную мощность. Это стало возможным благодаря поддержке окружных властей, лично губернатора Дмитрия Андреевича Артюхова и компании «СибурТюменьГаз», с которой у нас сложились конструктивные партнерские отношения, – сказал Алексей Романов.
Генеральный директор АО «СибурТюменьГаз» Александр Тепляков отметил, что опыт социального партнерства, сложившийся между газоперерабатывающей компанией и регионом, взаимовыгоден и стал хорошей традицией. В перспективе – участие компании в аналогичном проекте для Лабытнанги.
Незадолго до этого в Вынгапуровском побывал и директор департамента тарифной политики, энергетики и ЖКХ ЯНАО Дмитрий Афанасьев. Он отметил, что основной и самый главный этап на станции водоочистки завершен, в этом и следующем году здесь построят вспомогательные объекты, проведут благоустройство.
Чем горячее, тем темнее
У жителей Вынгапуровского исчезли претензии к холодной воде – она чистая. Чего пока нельзя сказать о горячей.
– В тот день, когда водоочистную станцию осматривали руководители муниципалитета и журналисты, я сделал несколько фотографий, – показывает снимки Виталий Варкан, который уже судился с поставщиком из-за качества ресурса. – Смотрите, это горячая вода, она коричневая. И так бывает очень часто. Чем горячее вода, тем она темнее. Не думаю, что причиной тому только изношенные коммуникации. Скорее всего, в нагревательных котлах происходит какая-то реакция, чистят ведь воду химреагентами.
В Дирекции муниципального заказа, как сообщали в декабре городские СМИ, знают, что горячая вода недостаточно прозрачная. По заявлению директора учреждения Юлии Смирновой, «эта проблема устранится со временем, здесь уже всё зависит от состояния водопроводных труб». Местные власти пообещали в ближайшее время начать ремонт коммуникаций.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Поставщик и потребители бьются за каждый рубль
Тяжбы жителей с «Вынгапуровским тепловодоканалом» начались в 2015 году и продолжаются по сей день. Вернуть деньги, уплаченные за некачественное водоснабжение, помогают юристы.
– Несколько лет назад к нам стали обращаться жители Вынгапуровского, – рассказывает руководитель юридической компании Сергей Чемиренко. – Суть претензий была в том, что за грязную, фактически техническую воду, люди платили, как за питьевую.
Первое исковое заявление было направлено от одного гражданина, но тогда суд отказал в удовлетворении иска, сославшись на то, что факт оказания «Вынгапуровским тепловодоканалом» некачественных услуг не доказан.
– Тогда мы подготовили коллективную жалобу, под которой подписались около 30 человек, и направили ее в окружной департамент государственного жилищного надзора, – продолжает Сергей Константинович. – Проверка подтвердила обоснованность жалоб, «Вынгапуровский тепловодоканал» получил предписание об устранении нарушений.
Ресурсник в свою очередь не согласился с требованиями надзорного органа, дважды попытался оспорить – но безуспешно. Правосудие встало на сторону жителей, усилив тем самым ненормативное предписание жилнадзора решениями двух Арбитражных судов – ЯНАО и Западно-Сибирского округа.
– Когда у нас на руках появились такие аргументы, мы вновь обратились в Ноябрьский городской суд с аналогичным заявлением. И на этот раз суд все-таки принял решение в пользу нашего клиента, – констатировал Сергей Чемиренко.
Правда, требование было удовлетворено лишь частично, поясняет истец Виталий Варкан:
– Вместо перерасчета за три года, как было написано в заявлении, и как требовало предписание жилнадзора, мне сделали перерасчет только за год. Это все, чего удалось добиться за два с лишним года и после 13 судов.
У самого «Тепловодоканала» к нарушениям со стороны потребителей позиция бескомпромиссная.
Семье Тухтаевых осенью выставили штраф – более 73 тысяч рублей за якобы установленные магниты, которые замедляли работу счетчика и тем самым снижали плату за воду. Для пущей острастки оставили жильцов без электричества, хотя люди исправно оплачивали счета…
Три недели наказанные готовили еду на костре, за чаем ходили к соседям, спать ложились с закатом солнца, жилище обогревали только собственным дыханием.
Хозяйка считает обвинение смешным, ведь воду из-под крана они почти не использовали, даже для стирки старались привезти чистую. Какой смысл тормозить счетчики, если они и так еле крутятся?..
В итоге «Тепловодоканал» признал свою ошибку. Согласно решению органа правосудия предприятие выплатило каждому члену семьи по тысяче (!) рублей в качестве компенсации морального ущерба.
Из-за множества судебных разбирательств всплыл один интересный факт. В течение 2016–2017 годов «Тепловодоканал» неоднократно редактировал текст договора о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме и оказании коммунальных услуг, жонглируя понятиями техническая вода и холодная. Ведь техническая позволяет уйти от ответственности за некачественную услугу, а холодная подразумевает питьевую и стоит дороже...
Сами жители подмены заметить не могли. Их интересы представляет единственное в поселке ТСЖ «Вынгапур», возглавляет которое представитель ОАО «Вынгапуровский тепловодоканал»…
Итак, благодаря настойчивости нескольких борцов за свои права, о проблеме большого микрорайона нефтяной столицы Ямала узнали в окружном департаменте государственного жилищного надзора. В июне 2018 года ведомство обратилось в городской суд с иском в защиту неопределенного круга лиц и выиграло дело.
Акционерное общество «Вынгапуровский тепловодоканал» обязали «произвести перерасчет по лицевым счетам..., сняв соответствующие начисления за период с 22 мая 2015 года по 22 мая 2018 года».
Ответчик попытался оспорить решение в более высоких инстанциях. «Подобный шаг грозит компании банкротством, да и исковой срок уже истек», – пояснила представитель компании во время заседания. Однако это не сработало, суд не счел доводы существенными.
Тем не менее, ресурсник опять не спешит раскошеливаться. В январе 2019 исполнительный иск был передан в службу судебных приставов. Прошло почти два месяца, но денег жители Вынгапуровского так и не увидели. Некоторые обратились к независимым юристам, чтобы подготовить жалобу надзирающему прокурору и проверить ход исполнительного производства.
«Красный Север» тоже обратился за разъяснениями. Приставы указали на формулировку судебного приказа: «обязать» означает понуждать, максимум – штрафовать ответчика. Это сделано. «Тепловодоканал» просил отсрочку, но получил отказ. Для более действенных мер требуется новое решение суда с другой формулировкой, подразумевающей арест имущества со всеми вытекающими последствиями. Видимо, суды еще не закончены.
Ольга Крикливец, КРАСНЫЙ СЕВЕР
https://ks-yanao.ru/novosti/v-vyngapurovskom-s-trudom-privykayut-k-vodoprovodu-i-zhdut-pereraschyeta.html