Найти в Дзене
SPA GP

Запрещённый Пылесос F1.

Гордон Мюррей слева.
Гордон Мюррей слева.

Гордон Мюррей один из величайших конструкторов ХХ века, работающий в McLaren, начав путь с главного механика, дослужился до главного конструктора. Болиды его разработок выигрывали многое количество соревнований, за счет гениальных ,а порой и невероятных решений в построении гоночных автомобилей. Сегодня хочется рассказать об одной из таких разработок.

-2

Граунд Эффект. Первое применение «пылесоса» было осуществлено на болиде F1,в конструкцию болида был установлен вентилятор, состоящий из 2-х крыльчаток, высасывавших воздух из полости между днищем автомобиля и дорожным покрытием, создавая тем самым зону низкого давления, которая притягивала болид к дорожному полотну, давая так называемый Граунд Эффект.

Вентилятор размером с колесо.
Вентилятор размером с колесо.

Болид с «пылесосом» имел огромное преимущество в скорости прохождения поворотов за счет гигантской прижимной силы. Сначала над этой конструкцией посмеивались, но когда Микки Лауда пришёл первым в первой же гонке, среди конкурентов поднялся вой что эта конструкция, помимо воздуха, засасывает пыль и мелкие камни, которые летят в лицо сзади идущих болидов. Конкуренты начали жаловаться в федерацию, и данная конструкция была запрещена. Пилот Микки Лауда отмечал невероятную прижимную силу которая дала ему самую лёгкую победу в Formula 1.

-4
-5

Айртон Сена и Ален Фрост
Айртон Сена и Ален Фрост

После такого успеха Гордона позвали работать в McLaren. За 5 лет работы в качестве главного конструктора, легендарные гонщики Ален Фрост и Айртон Сена выиграли на конструкциях Мюррея всё, что только возможно. Примерно в тоже время Гордон замышлял о дорожном болиде, который стал вершиной его работы в McLaren. Вторым автомобилем с внедрённым «пылесосом» стал McLaren F1, считающийся лучшим гиперкаром ХХ века, но о нём чуть позже.

-7