Найти тему
Последний романтик

Александр Розенбаум

Один из тех песенников-поэтов, которые мне очень нравятся. На песнях которого я, в буквальном смысле слова, вырос. Не знаю даже в какой ипостаси он мне нравится больше — как поэт или как исполнитель?

Ялександр Яковлевич Розенбаум
Ялександр Яковлевич Розенбаум

Хотя зачем их разделять? Ведь Александр Розенбаум, как и Владимир Высоцкий, как и Юрий Лоза, поёт хорошо песни, которые сам хорошо написал. Целостная натура.

Да простят меня любители творчества Юрия Шевчука, но вот такая песенная поэзия мне не особо близка:

Побледневшие листья окна
Зарастают прозрачной водой
У воды нет ни смерти, ни дна,
Я прощаюсь с тобой...

Само исполнение — замечательное. Даже сам когда-то учил её аккорды, чтоб играть на гитаре. Но смысл? Его мало, или нет совсем.

У Розенбаума особенно нравятся Питерские песни. Чувствуется, что поэт искренне любит свой суровый прекрасный город. Я тоже люблю Питер, хоть не жил там, но несколько раз доводилось бывать.

Налетела грусть,
Что ж, пойду пройдусь,
Мне её делить не с кем.
И зеленью аллей
В пухе тополей
Я иду землёй Невской.

Суровая красота Питера
Суровая красота Питера

Питер — город, по которому можно бродить бесконечно, в любое время года, наслаждаясь его суровой красотой. И хочется возвращаться в этот город снова и снова.

Я люблю возвращаться в свой город нежданно, под вечер,
Продираясь сквозь толпы знакомых сплошных облаков,
И на лётное поле спускаться, хмелея от встречи,
Захлебнувшись прохладой солёных балтийских ветров.

Одно из удивительных качеств Александра Розенбаума, как творческой личности — умение перевоплощаться, вживаться в образ героев своих песен, понимать их мысли, чувства, становиться с ними единым целым.

Многие, конечно, помнят его «Гоп-стоп, мы подошли из-за yгла». Так вот, блатные песни были всего лишь навеяны рассказами «одесского цикла» Исаака Бабеля.

То же самое и с его песнями о казачестве. Многие пытались выяснить родственную связь Розенбаума с казачеством, поскольку невозможно поверить, что так спеть мог не казак.

На Дону, на Доне гулевали кони,
И костров огонь им согревал бока.
Звёзд на небе россыпь, а я с гнедою сросся,
Стремена по росту, да, не жмёт лука.

Однажды в Севастополе, где мне довелось быть 9 мая 2015 года, в парке у набережной, в сгущавшихся сумерках я услышал голос Розенбаума:

Уже прошло лет сорок после детства,
Уже душою всё трудней раздеться,
Уже всё чаще хочется гулять
Hе за столом, а старым тихим парком,
В котором в сентябре уже не жарко...

Люди танцевали под эту песню, с такими грустными, но очень точными стихами, а я, в конце подошёл поблагодарить исполнителя. И, конечно, это оказался на сам Александр Яковлевич, а просто мужчина, лет сорока.

Мы потом послушали ещё много песен в его исполнении. И, как будто, побывали на концерте Александра Яковлевича. Мужчину просили спеть и другие песни, но он сказал, что поёт только песни Розенбаума.

Другие статьи про стихи и песни:
Почему начинают сочиняться стихи?
Поэма о первой нежности
София Ротару
Легко ли петь в хрущёвке?