Чакона первоначально была народным танцем, известным в Испании с конца 16 века. Характер её, согласно описаниям в литературных произведениях Мигеля Сервантеса (новелла "La ulistre Fregona", 1610), Лопе де Веги (1618), был неистовым и диким. Темп чаконы оживлённый, размер 3/4. Исполнялась Чакона в сопровождении пения и игры на кастаньетах. Многие сохранившиеся записи для лютни и гитары свидетельствуют о быстром распространении Чаконы в Европе, где она видоизменилась: стала медленным плавным танцем сосредоточенно-величавого характера с лирическим оттенком, чаще в миноре, в трёхдольном размере с акцентом на 2-й доле.
В Италии Чакона, сближаясь с пассакалией, обогащается вариационным развитием на основе basso ostinato. Во Франции Чакона становится балетным танцем: Ж. Б. Люлли вставляет её как заключительный номер в финал сценического произведения, что переходит в традицию (например, музыка из оперы "Королева фей" Г. Пёрселла) вплоть до эпохи К. В. Глюка ("Орфей и Эвридика", "Ифигения в Авлиде").
Жан-Батист Люлли. Чакона
Со временем название "Чакона" стало применяться к инструментальным нетанцевальным произведениям (один из ранних образцов в Sonate concertate T. Мерулы для 2 скрипок с basso continuo, 1637), как самостоятельным (известнейшая в скрипичной литературе Чакона, приписываемая итальянскому композитору Томазо Антонио Витали)
Томазо Антонио Витали. Чакона (исп. Д.Ойстрах)
или со вступительной пьесой (Прелюдия и Чакона для клавира И. К. Ф. Фишера), так и входящим в партиту, сюиту (сюита G-dur для клавира Генделя, состоящая из прелюдии и Чаконы с 62 вариациями; заключительная часть из его же сюиты d-moll).
Георг Фридрих Гендель. Чакона с 62 вариациями Соль мажор
В истории Чаконы видную роль сыграли мастера клавирной и органной музыки У. Бёрд, Дж. Фрескобальди, И. Пахельбель, Д. Букстехуде. Чакона имеет много точек соприкосновения с родственными жанрами. Она нередко упоминается вместе с близкой, но более лиричной сарабандой, а также фолией. Во многих случаях композиторы не делали различия между Чаконой и пассакальей. Судя по сохранившимся текстам, сходное строение имели самые старинные песенно-танцевальные европейские Чаконы. Темы в Чаконе небольшие (4- или 8-тактные), с ясной танцевальной метрической организацией. В целом Чакона проще пассакальи, меньшее применение в ней находит полифония, варьирование носит орнаментальный характер, причём часто, но не обязательно, как в органной Прелюдии, фуге и Чаконе C-dur выдающегося немецкого композитора Букстехуде, орнаментируется бас.
Дитрих Букстехуде. Чакона ми минор
Редкий пример хоровой Чаконы:
Бах. Кантата № 150
Сравнительно с пассакальей Чакона - жанр более камерный, но располагающий богатыми возможностями к развитию. Непревзойдённый образец Чаконы - финал партиты No 2 для скрипки соло И. С. Баха, отличающийся большой глубиной и трагической силой:
Бах. Чакона из партиты № 2 (исп. И. Стерн)
Существуют многочисленные фортепианные транскрипции этой Чаконы (Брамса - для левой руки, Бузони) и её оркестровые переложения.
В 19 веке композиторы к Чаконе почти не обращались. Некоторые черты её претворены в таких глубоких сочинениях, как 32 вариации c-moll для фортепиано Бетховена, финал симфонии No 4 Брамса. Композиторы 20 века обращались к жанру Чаконы сравнительно редко: Макс Регер (Чакона для скрипки соло, 1909-12), Ф. Бузони (Токката: прелюдия, фантазия, Чакона для фортепиано, 1921), Э. Кшенек (токката и Чакона для фортепиано, 1922), Б. Барток (соната для скрипки соло, 1943-44, 1-я часть), Р. К. Щедрин (Чакона в четырёхдольном размере из "Полифонической тетради" для фортепиано, 1972), латвийский композитор П. Г. Плакидис (финальная Чакона в двудольном размере из "Музыки для фортепиано, струнного оркестра и литавр", 1972).
Макс Регер. Чакона