Найти в Дзене
Культурная История

"Моё детство" в работах Григория Ингера

Художник Григорий Ингер учился в Киевской еврейской индустриально-промышленной школе в классе скульптора и графика Марка Эпштейна. В раннем детстве он почти полностью потерял слух. Известны его великолепные антифашистские циклы "Бабий Яр", "Камни Треблинки", "Последний путь". В 1970-е годы начал серию графических произведений, воссоздавая в нём уничтоженный войной мир еврейского местечка. Григорий Ингер сумел, соединив классическое мастерство и художественные открытия начала XX века, ярко описать мир российской еврейской культуры. В Музее Востока открылась выставка произведений Григория Игнера "Моё детство". Здесь представлены работы как из вышеназванной серии, так и иллюстрации к произведениям Шолом-Алейхема, а также работы из "Библейского цикла" и цикла "Еврейской народной поэзии".
Графика Ингера имеет свой яркий почерк. Наивным минимализмом он передаёт всё восприятия чувств и отражает характер героев своих произведений. И в цикле "Моё детство" мы видим, что детство Ингера было н

Художник Григорий Ингер учился в Киевской еврейской индустриально-промышленной школе в классе скульптора и графика Марка Эпштейна. В раннем детстве он почти полностью потерял слух. Известны его великолепные антифашистские циклы "Бабий Яр", "Камни Треблинки", "Последний путь". В 1970-е годы начал серию графических произведений, воссоздавая в нём уничтоженный войной мир еврейского местечка. Григорий Ингер сумел, соединив классическое мастерство и художественные открытия начала XX века, ярко описать мир российской еврейской культуры.

 "Я после тифа", из серии "Моё детство", 1993
"Я после тифа", из серии "Моё детство", 1993

В Музее Востока открылась выставка произведений Григория Игнера "Моё детство". Здесь представлены работы как из вышеназванной серии, так и иллюстрации к произведениям Шолом-Алейхема, а также работы из "Библейского цикла" и цикла "Еврейской народной поэзии".

02. Из "Библейского цикла"
02. Из "Библейского цикла"

Графика Ингера имеет свой яркий почерк. Наивным минимализмом он передаёт всё восприятия чувств и отражает характер героев своих произведений. И в цикле "Моё детство" мы видим, что детство Ингера было не очень солнечное. В работах отражается печаль. Мы видим его после тифа. Наблюдаем невесёлые зарисовки: вот одноногий мальчик-скрипач; а вот пожилой старик, медленно идёт, опираясь на палочку; мы видим, что обед учителя состоял из хлеба с молоком; а из работы "Хлеб" мы понимаем, что именно он и был высшей ценностью в голодной стране.

03. "Старик", из серии "Моё детство", 1990
03. "Старик", из серии "Моё детство", 1990
04. "Одноногий мальчик-скрипач", из серии "Моё детство", 1993
04. "Одноногий мальчик-скрипач", из серии "Моё детство", 1993
05. "Хлеб", из серии "Моё детство", 1993
05. "Хлеб", из серии "Моё детство", 1993
06. "Обед моего учителя", из серии "Моё детство", 1980
06. "Обед моего учителя", из серии "Моё детство", 1980

Цикл "Еврейская народная поэзия" Ингер посвятил еврейской народной и религиозной музыке, а также народным стихам и песням

07. "Нигун", 1972. Нигун - напев без слов, мелодия. Это своего рода молитва в музыке. Его традиция восходит к последователям хасидизма
07. "Нигун", 1972. Нигун - напев без слов, мелодия. Это своего рода молитва в музыке. Его традиция восходит к последователям хасидизма
08. "Клезмер", 1989. Клезмер - традиционная народная музыка восточноевропейских евреев и особенный стиль её исполнения
08. "Клезмер", 1989. Клезмер - традиционная народная музыка восточноевропейских евреев и особенный стиль её исполнения
09. "Больной портной". Из цикла "Еврейская народная поэзия"
09. "Больной портной". Из цикла "Еврейская народная поэзия"

В 1990-е годы Григорий Ингер создаёт "Библейчкий цикл". Работы, выполненные в графике создают некую мистичность, свойственную пророкам.

10. "Аман", 1992
10. "Аман", 1992
11. "Иов", 1992
11. "Иов", 1992
12. Из "Библейского цикла"
12. Из "Библейского цикла"
13. "Моисей со скрижалями", 1992
13. "Моисей со скрижалями", 1992

Особое место в творчестве Ингера занимают иллюстрации к произведениям Шолом-Алейхема, где мы видим некоторую хулиганистость автора, который этими работами как бы возвращается в своё детство, где он недоиграл, недовеселился и недохулиганил.

14. "Как сыр в масле". Иллюстрация к произведению Шолом-Алейхема "Мальчик Мотл", 1974
14. "Как сыр в масле". Иллюстрация к произведению Шолом-Алейхема "Мальчик Мотл", 1974
15. Иллюстрация к произведению Шолом-Алейхема "Менахем-Мендл", 1989
15. Иллюстрация к произведению Шолом-Алейхема "Менахем-Мендл", 1989
16. Фронтиспис к пьесе Шолом-Алейхема "Поздравляем!"
16. Фронтиспис к пьесе Шолом-Алейхема "Поздравляем!"
17. Иллюстрация к произведению Шолом-Алейхема "Блуждающие звёзды"
17. Иллюстрация к произведению Шолом-Алейхема "Блуждающие звёзды"
18. Иллюстрация к произведению Шолом-Алейхема "Весёлая компания"
18. Иллюстрация к произведению Шолом-Алейхема "Весёлая компания"
19. Мы в Вене (Я уверен. что все нас принимают за немцев)", Иллюстрация к произведению Шолом-Алейхема "Мальчик Мотл", 1975
19. Мы в Вене (Я уверен. что все нас принимают за немцев)", Иллюстрация к произведению Шолом-Алейхема "Мальчик Мотл", 1975
20. Иллюстрация к произведению Шолом-Алейхема "Весёлая компания", 1981
20. Иллюстрация к произведению Шолом-Алейхема "Весёлая компания", 1981
20. "Псалом", из серии "Моё детство", 1993
20. "Псалом", из серии "Моё детство", 1993
22. Записные книжки разных лет и иллюстрации к рассказам Шолом-Алейхема
22. Записные книжки разных лет и иллюстрации к рассказам Шолом-Алейхема
23. Книга Шолом-Алейхема "Тевье-молочник", 1946
23. Книга Шолом-Алейхема "Тевье-молочник", 1946
24. Автобиография (автограф)
24. Автобиография (автограф)
25. Автопортрет, 1944
25. Автопортрет, 1944
26. Григорий Ингер, 1920-е
26. Григорий Ингер, 1920-е
27. Григорий Ингер, 1980-е
27. Григорий Ингер, 1980-е

Татьяна Метакса - первый заместитель Генерального директора Государственного музея Востока сказала: Эта выставка - удивительная.Я сегодня прошла по ней и расплакалась. Меня впечатлили эти совершенно чудные картинки из детства... Автор совершенно замечательно отобразил в своих работах мудрость, иронию, скорбь еврейского народа... Мне кажется, я никогда не видела художника. который мог так бы рисовать детские картины. Видимо душа и сердце были настолько чисты, что перед нами вот эти чудесные работы.

28. Татьяна Метакса
28. Татьяна Метакса

Мария Гадас - куратор выставки: "Библейский цикл" показывается впервые. Он никогда не выставлялся...Для художника удивительная ситуация, когда он уже будучи очень зрелым человеком возвращается к сюжетам своего детства. Для него они более реальны, чем то, что его окружает, то что находится рядом с ним. Очень приятно, что можно показать это снова и показать это в Музее Востока.

29. Мария Гадас
29. Мария Гадас

Григорий Казовский - руководитель Музея истории евреев России: Тема детства действительно очень важная для него, потому что в ней он видел, искал и находил все свои культурные и эмоциональные идеалы. И уже в 40-е годы он начал иллюстрировать детские книги Шолом-Алейхема, в частности "Мальчика Мотла", которую он читал как автобиографическую книгу".

30. Григорий Казовский
30. Григорий Казовский

Софья Черняк - искусствовед: "В двадцать лет у меня был роман с Ингером. Я работала художественным редактором в еврейском журнале и мы, пожалуй, единственные, кто его в то время печатали. Это истинно еврейский художник. Именно не художник еврейской национальности, а еврейский художник. Ни Фальк, ни Тышлер не являются еврейскими художниками. Это художники еврейской национальности. Для определения еврейского художника существуют разные вещи. Ну во-первых знание языка, умение читать и писать; знание и отправление традиций; знание всего, что творится с твоим народом, не ассимилироваться до последней степени. Таких художников было много. Не смотря на то, что он был глухой, это не лишало возможности общаться с ним. Общаться с ним было очень интересно. Мы общались немного, потому что,когда нужна былапалочка-выручалочка. что-то срочно иллюстрировать из еврейских авторов, кто мог это сделать, когда не было времени? Конечно это мог только Ингер. Ингер умел проникнуться не просто в еврейскую тематику, в этот дух, воздух, в эту ментальность, в жест.

 31. Софья Черняк
31. Софья Черняк

Выставка работает по 31 марта

Где: Музей Востока, Никитский бульвар, д.12А

Часы работы:
вторник, пятница, суббота, воскресенье с 11:00 до 20:00.
Касса работает до 19:30.
среда, четверг с 12:00 до 21:00. Касса работает до 20:30.
понедельник – выходной день.

Технические перерывы работы кассы:
с 14:30 до 14:45
с 17:30 до 17:45

Фото: Михаил Брацило / Москультура

Понравилось? Поддержите самый культурный канал лайком и подписывайтесь на него. Здесь только эксклюзивы.

Читайте и подписывайтесь на самый культурный проект
Читайте и подписывайтесь на самый культурный проект