Художник Григорий Ингер учился в Киевской еврейской индустриально-промышленной школе в классе скульптора и графика Марка Эпштейна. В раннем детстве он почти полностью потерял слух. Известны его великолепные антифашистские циклы "Бабий Яр", "Камни Треблинки", "Последний путь". В 1970-е годы начал серию графических произведений, воссоздавая в нём уничтоженный войной мир еврейского местечка. Григорий Ингер сумел, соединив классическое мастерство и художественные открытия начала XX века, ярко описать мир российской еврейской культуры.
В Музее Востока открылась выставка произведений Григория Игнера "Моё детство". Здесь представлены работы как из вышеназванной серии, так и иллюстрации к произведениям Шолом-Алейхема, а также работы из "Библейского цикла" и цикла "Еврейской народной поэзии".
Графика Ингера имеет свой яркий почерк. Наивным минимализмом он передаёт всё восприятия чувств и отражает характер героев своих произведений. И в цикле "Моё детство" мы видим, что детство Ингера было не очень солнечное. В работах отражается печаль. Мы видим его после тифа. Наблюдаем невесёлые зарисовки: вот одноногий мальчик-скрипач; а вот пожилой старик, медленно идёт, опираясь на палочку; мы видим, что обед учителя состоял из хлеба с молоком; а из работы "Хлеб" мы понимаем, что именно он и был высшей ценностью в голодной стране.
Цикл "Еврейская народная поэзия" Ингер посвятил еврейской народной и религиозной музыке, а также народным стихам и песням
В 1990-е годы Григорий Ингер создаёт "Библейчкий цикл". Работы, выполненные в графике создают некую мистичность, свойственную пророкам.
Особое место в творчестве Ингера занимают иллюстрации к произведениям Шолом-Алейхема, где мы видим некоторую хулиганистость автора, который этими работами как бы возвращается в своё детство, где он недоиграл, недовеселился и недохулиганил.
Татьяна Метакса - первый заместитель Генерального директора Государственного музея Востока сказала: Эта выставка - удивительная.Я сегодня прошла по ней и расплакалась. Меня впечатлили эти совершенно чудные картинки из детства... Автор совершенно замечательно отобразил в своих работах мудрость, иронию, скорбь еврейского народа... Мне кажется, я никогда не видела художника. который мог так бы рисовать детские картины. Видимо душа и сердце были настолько чисты, что перед нами вот эти чудесные работы.
Мария Гадас - куратор выставки: "Библейский цикл" показывается впервые. Он никогда не выставлялся...Для художника удивительная ситуация, когда он уже будучи очень зрелым человеком возвращается к сюжетам своего детства. Для него они более реальны, чем то, что его окружает, то что находится рядом с ним. Очень приятно, что можно показать это снова и показать это в Музее Востока.
Григорий Казовский - руководитель Музея истории евреев России: Тема детства действительно очень важная для него, потому что в ней он видел, искал и находил все свои культурные и эмоциональные идеалы. И уже в 40-е годы он начал иллюстрировать детские книги Шолом-Алейхема, в частности "Мальчика Мотла", которую он читал как автобиографическую книгу".
Софья Черняк - искусствовед: "В двадцать лет у меня был роман с Ингером. Я работала художественным редактором в еврейском журнале и мы, пожалуй, единственные, кто его в то время печатали. Это истинно еврейский художник. Именно не художник еврейской национальности, а еврейский художник. Ни Фальк, ни Тышлер не являются еврейскими художниками. Это художники еврейской национальности. Для определения еврейского художника существуют разные вещи. Ну во-первых знание языка, умение читать и писать; знание и отправление традиций; знание всего, что творится с твоим народом, не ассимилироваться до последней степени. Таких художников было много. Не смотря на то, что он был глухой, это не лишало возможности общаться с ним. Общаться с ним было очень интересно. Мы общались немного, потому что,когда нужна былапалочка-выручалочка. что-то срочно иллюстрировать из еврейских авторов, кто мог это сделать, когда не было времени? Конечно это мог только Ингер. Ингер умел проникнуться не просто в еврейскую тематику, в этот дух, воздух, в эту ментальность, в жест.
Выставка работает по 31 марта
Где: Музей Востока, Никитский бульвар, д.12А
Часы работы:
вторник, пятница, суббота, воскресенье с 11:00 до 20:00.
Касса работает до 19:30.
среда, четверг с 12:00 до 21:00. Касса работает до 20:30.
понедельник – выходной день.
Технические перерывы работы кассы:
с 14:30 до 14:45
с 17:30 до 17:45
Фото: Михаил Брацило / Москультура
Понравилось? Поддержите самый культурный канал лайком и подписывайтесь на него. Здесь только эксклюзивы.