Последние образцы бронетехники гитлеровской Германии были плодом максимализма. В поиске «идеального» танка масса машин завышалась, увеличивая их стоимость и снижая надежность. 70-тонный Tiger Ausf.B, 75-тонная САУ Jagdtiger – эти машины, несмотря на некоторые преимущества, становились заложниками своих параметров. Да, лобовая броня «Ягдтигра» была недоступна для большинства орудий союзников, а пушка позволяла поражать танки с запредельных дистанций – правда, машины чаще страдали от поломок, вызванных излишним весом. «Королевский Тигр» - туда же: решительных преимуществ перед прошлой моделью не появилось, а недостатки стали критичными.
Все это стало надежной прививкой от гигантомании, и когда в Западной Германии взялись за создание первого послевоенного танка, он стал совсем другим.
Европейский танк
В 1949 году побежденную Германию разделили на два государства – ФРГ (Западная) и ГДР (Восточная). Страны стали по разные стороны идеологической стены, превратившись в линию фронта Холодной войны. Западная Германия осталась при промышленности и квалифицированных кадрах, что позволило наверстать упущенное.
Уже в середине 1950-х немецкая промышленность, в сотрудничестве с Францией, инициирует проект «европейского» ОБТ (Europanzer). Новый танк должен был стать основным для двух стран, и заменить парк американских M47 и M48. В 1957 году были выдвинуты основные требования к машине: масса до 30 тонн, удельная мощность – до 30 сил на тонну. В качестве орудия рассматривалась лишь британская 105-мм пушка L7. Вопрос защищенности я не пропустил – он изначально был вторичным, так как считалось, что с новыми боеприпасами толщина брони уже не важна.
В Германии за разработку взялись три рабочих группы (Arbeitsgruppe A, B, C) под началом ведущих конструкторов. А в 1959 году начались сравнительные испытания прототипов. Группа А под предводительством Porche, и B – под началом инженеров Rheinmetall представили похожие машины классической компоновки. А третья группа пошла нестандартным путем, спроектировав передовую конструкцию: с необитаемой башней и механизированной боеукладкой. Но воплотить это в металле в Borgward не успели. После испытания прототипов Porsche и Rheinmetall, предпочтение отдали первой группе, и уже в 1963 году начался выпуск установочной партии танков Leopard 1.
Требования нового времени
Новый танк получил классическую компоновку – с моторно-трансмиссионным отделением в корме, боевым в середине, и отделением управления – в передней части. Защищенность танку обеспечивала гомогенная катаная броня, которая могла противостоять лишь осколкам снарядов и мелкокалиберным автопушкам. Наиболее защищенный участок во лбу корпуса представлял собой 70-мм плиту с наклоном в 60 градусов. Борт корпуса состоял из 35-мм плиты, а башне досталась 60-мм броня. Скудная защищенность объяснялось просто: при наличии кумулятивных снарядов, способных поразить до 300 мм брони, увеличение ее толщины казалось делом бесперспективным.
Преимуществом такого подхода стала динамика. Масса «Леопарда» не превышала 40 тонн, что вкупе с 830-сильным двигателем MB 838 Cam 500 позволяло развить скорость в 65 км\ч. К проходимости тоже не было вопросов: танк преодолевал 60-процентный подъем, двигался по 40% уклону и мог преодолеть 3-метровую траншею. Двигатель и трансмиссия ZF4HP250 были собраны в единый блок MTU (Motoren und Turbinenunion). Такое решение позволяло заменить блок в полевой мастерской за 20 минут.
Основным орудием стала британская 105-мм пушка Royal Ordnance L7A3. Отличием «немецкой» модификации стала измененная форма казенной части, что позволило увеличить углы вертикальной наводки – без риска пролома крыши башни.
Одно из лучших танковых орудий своего времени оснащалось подкалиберными, кумулятивными и осколочно-кумулятивными (HESH) снарядами. Длина ствола составляла 52 калибра, что обеспечивало высокую начальную скорость полета снарядов, а следовательно – и бронепробиваемость. Подготовленный экипаж мог обеспечить скорострельность до десяти выстрелов в минуту.
Эволюция
Серийный выпуск и модернизация танков Leopard 1 продолжался до 2005 года. Уже в 1960-х появилась версия 1A1 с системой стабилизации орудия от Cadillac Cage и термоизоляционным кожухом орудия. В 1974 году танки эволюционировали до версии 1A1A1 с комплектом навесной брони от Blohm&Voss, сделав «Леопард» танком с разнесенным бронированием. Тогда же в СУО танка добавили тепловизионный прицел и цифровую радиостанцию SEM80.
Параллельно, в 1972 году была создана модификация Leopard 1A2, которая отличалась более защищенной башней. А спустя год в модификации 1A3 танк оснастили башней новой конструкции, которую отличал увеличенный объем и лучшая защищенность. Командиру добавили новый прицел TRP-2A. При этом масса выросла до 42,5 тонны.
До 1978 года парк «Леопардов» получил новую СУО с баллистическим вычислителем и ночным прицелом командира PERI R12. Примечательно, что новое оборудование потребовало сократить боекомплект до 42 выстрелов (вместо 50). В середине 1980-х стартовала последняя программа модернизации «Леопардов» до уровня 1A5. Ее отличала СУО Krupp-Atlas Elektronik EMES 18, аналогичную таковой в танке Leopard 2. Машину оснастили баллистическим вычислителем с датчиком изгиба ствола, а в подкалиберные снаряды в боекомплекте уступили место ОБПС.
Параллельно рассматривался проект установки 120-мм орудия Rh-120 от Leopard 2 в рамках модернизации до уровня 1A6. Но такая доработка оказалась дорогой, да и производство новых танков вполне покрывало нужды Бундесвера и зарубежных покупателей.
Боевое применение и итоги
Несмотря на то, что общего «евротанка» не получилось, распространение «Леопарда» позволяет считать его таковым. Он состоял на вооружении 14 стран, до сих пор составляя основу танкового парка ряда европейских стран. Ввиду этого, история его боевого применения кажется несоизмеримо скудной. «Леопарды» эпизодически применялись лишь на Балканах и в Афганистане. Так, первое и крупнейшее применение этих танков случилось лишь в 1994 году. Датские Leopard 1A5 из состава миротворческих сил ООН в Боснии и Герцеговине были задействованы в реализации плана «Беллебанк», целью которого была оборона персонала ООН в Горажде. 29 апреля семь танков подняли по тревоге для деблокирования блок-поста TANGO-2, обстреливаемого силами боснийских сербов.
На пути, в деревне Сарачи колонна подверглась массированному обстрелу. По противоречивым данным, отряд нападавших насчитывал до 150 человек при поддержке трех танков Т-55. Датчане выпустили, в общей сложности, 72 снаряда, уничтожив танки противника. При этом один «Леопард» был поврежден. Результаты операции вызвали бурные споры, а датчан обвинили в «несоблюдении правил», посчитав применение танков в миротворческой миссии провокационным шагом.
Тем не менее уже 25 октября взвод датских танкистов задействовали в операции по восстановлению контроля над постом S01. На пути к цели танки были обстреляны орудием танка Т-55. Один «Леопард» был поврежден, но ответным огнем удалось уничтожить танк противника, и захватить форпост. Стоит отметить, что три датских машины в этом эпизоде истратили 21 снаряд.
Следующий эпизод активного применения «Леопардов» случился лишь в 2006 году, когда канадские силы в Афганистане применили свои Leopard 1C2 с навесной броней MEXAS-H против вражеской пехоты. К слову, это первое боестокновение канадских танкистов со времен Корейской войны.
На сегодняшний день большинство операторов Leopard 1 отправили устаревающие машины в резерв. Танк, изначально лишенный серьезной защиты, лишился и огневой мощи. Так как 105-мм пушка уже не может на равных противостоять современным ОБТ. Но исходя из концепции, в рамках которой создавали танк, Leopard 1 можно назвать одним из лучших танков своего времени.