Найти тему

Владимир Маяковский. Кому и как поэт покупал автомобиль в Париже?

Владимир Маяковский, как и многие футуристы, к технике относился с должным уважением. В его стихах живут и действуют аэропланы, миноносцы, автомобили и т.п. В конце 1920-х годов Владимир Маяковский был одним из немногих граждан СССР, который не просто регулярно ездил за границу, но и привозил оттуда дорогостоящие покупки.

"Москва меня обступает, сипя,
до шепота голос понижен:

«Скажите, правда ль, что Вы для себя
авто купили в Париже?

Товарищ, смотрите, чтоб не было бед,
чтоб пресса на Вас не нацыкала.

Купили бы дрожки… велосипед…
Ну не более же ж мотоцикла!»

В 1928 году Владимир Владимирович купил автомобиль и привез его в Советский Союз. Что же подвигло человека, который к машинам был более чем равнодушен, управлять ими не умел и категорически отказывался учиться этой премудрости, привезти из Парижа «Рено»? Привезти, рискуя нарваться на непонимание друзей и, как минимум, на острую критику со стороны противников.

фото: Автомобиль Владимира Маяковского
фото: Автомобиль Владимира Маяковского

И по тем временам поступок Маяковского был действительно неординарным, ведь в СССР автомобиль гражданам иметь не полагалось – он был прерогативой партийно-номенклатурной элиты. Да и та пользовалась не собственными, а служебными машинами. Так почему же был куплен именно автомобиль?
Cherchez la femme (Шерше ля фам) (французское выражение, которое буквально означает «ищите женщину»)

Эта женщина – бессменная муза Маяковского, Лиля Брик. Ради нее поэт был готов на любые жертвы. И вот однажды Лиля Юрьевна потребовала привезти ей не духи, не шелковые чулки, не новую модную одежду и даже не бриллианты, а… автомобиль.
Разумеется, поэт прекрасно понимал все последствия такого шага, но не купить машины не мог: любимая женщина этого бы просто не поняла, ведь она даже специально выучилась водить автомобиль!

фото: Лиля Брик и Владимир Маяковский, Крым.
фото: Лиля Брик и Владимир Маяковский, Крым.

Вот несколько цитат из опубликованных писем Лили Брик в Париж Маяковскому, 1927 год:
"Очень хочется автомобильчик. Привези, пожалуйста. Мы много думали о том – какой. И решили – лучше всех Фордик. 1) Он для наших дорог лучше всего, 2) для него легче всего доставать запасные части, 3) он не шикарный, а рабочий, 4) им легче всего управлять, а я хочу обязательно управлять сама. ТОЛЬКО КУПИТЬ НАДО НЕПРЕМЕННО Форд ПОСЛЕДНЕГО ВЫПУСКА, НА УСИЛЕННЫХ ПОКРЫШКАХ-БАЛЛОНАХ; с полным комплектом всех инструментов и возможно большим комплектом запасных частей."

В следующем послании пояснение: "ПРО МАШИНУ не забудь: 1)предохранители спереди и сзади, 2) добавочный прожектор сбоку, 3) электрическую прочищалку для переднего стекла, 4) фонарик с надписью "stop", 5) обязательно стрелки электрические, показывающие, куда поворачивает машина, 6) теплую попонку, чтобы не замерзала вода, 7) не забудь про чемодан и два добавочных колеса сзади. Про часы с недельным заводом. Цвет и форму (закрытую… открытую…) на твой и Эличкин вкус. Только чтобы не была похожа на такси. Лучше всего Buick или Renault. Только НЕ Amilcar".
(Скорее всего оттого, что всего год назад такой автомобиль явился причиной трагической гибели в Ницце Айседоры Дункан. Об этом много говорили в тогдашней Москве: длинный шарф намотался на ось автомобиля, в котором ехала актриса и удушил ее.)

Покупка автомобиля.

Выбор машины для возлюбленной оказался не так прост, начнем с того, что денег на покупку не хватало. Маяковский рассчитывал заключить с французскими кинематографистами договор на написание сценария. Но не получилось. Пришлось съездить в Берлин с выступлениями и концертами, так что деньги для покупки недорогого автомобиля появились.

«Покупаю Рено. Красавец серой масти: 6 сил, 4 цилиндра, кондуит интерьер. 19 декабря поедет в Москву».
Сам Маяковский вернулся в Москву 8 декабря 1928 года, а вот с автомобилем вышла заминка. Машина прибыла только в начале 1929 года, причем на советской таможне появились проблемы, которые поэту пришлось решать в срочном порядке.

фото: Лиля Брик и автомобиль Рено
фото: Лиля Брик и автомобиль Рено

Маяковский обращается в Народный Комиссариат Внешней и Внутренней Торговли с просьбой разрешить ему приобрести во Франции автомобиль. Разрешение было получено. В нем говорится: «Учетно-Лицензионный отдел УЗО НКТорга СССР разрешает Вам закупку во Франции, под контролем Торгпредства, одного легкового автомобиля с запасными частями без права перевода валюты и продажи в СССР".

фото: автопробег Москва - Санкт-Петербург
фото: автопробег Москва - Санкт-Петербург

Но автомобильная история на этом не закончилась, ведь машину надо было обеспечивать запчастями. Во время очередной поездки в Париж весной 1929 года Маяковский получил от Брик письмо с перечнем нужных запасных частей. Так, 25 апреля Лиля Юрьевна писала: «Двумя крестиками отмечены вещи абсолютно НЕОБХОДИМЫЕ, одним крестиком — НЕОБХОДИМЫЕ и без креста очень нужные. Лампочки в особенности — большие, присылай с каждым едущим, а то мы ездим уже с одним фонарем. Когда последняя лампочка перегорит — перестанем ездить. Их здесь совершенно невозможно получить для нашего типа Рено».

фото: архивные документы о покупке машины
фото: архивные документы о покупке машины

Оригинал статьи размещен в аккаунте Драйв2: https://www.drive2.ru/b/517335889983045966/

Авто
268,3 тыс интересуются