Найти тему

Молчание глубин: «Трешер»

... головная из одноименной серии многоцелевых атомных подводных лодок. Как и полагается головному строительному номеру, ...
... головная из одноименной серии многоцелевых атомных подводных лодок. Как и полагается головному строительному номеру, ...
-2

«Трешер», головная из одноименной серии многоцелевых атомных подводных лодок. Как и полагается головному строительному номеру, в 1961 – 1962 г.г. проходила большую программу тестов и испытаний в Атлантике и Карибском море.

Общий вид SSN-593 «Thresher».   Эскиз автора.
Общий вид SSN-593 «Thresher». Эскиз автора.

Длина наибольшая – 85,0 м

Диаметр наибольший – 9,8 м

Осадка средняя – 7, 9 м

Водоизмещение надводное / подводное – 3210 т / 3420 т

Скорость надводная / подводная – 10 узлов / 20 узлов

Предельная глубина погружения – 300 метров

Автономность плавания – 50 суток

Экипаж – 112 человек

9 июля 1960 года. Спуск на воду – всегда особое событие, даже для не очень причастных к созданию корабля людей.     (*)
9 июля 1960 года. Спуск на воду – всегда особое событие, даже для не очень причастных к созданию корабля людей. (*)
Пожелтевшая фотография из чьего-то альбома, ей уже больше полувека.    (*)
Пожелтевшая фотография из чьего-то альбома, ей уже больше полувека. (*)
Новое расположение носовых горизонтальных рулей на ограждении рубки, подальше от носового гидроакустического комплекса, придало дополнительную возможность подводникам невольно щегольнуть тем, что они именно подводники с новейшей атомарины.    (*)
Новое расположение носовых горизонтальных рулей на ограждении рубки, подальше от носового гидроакустического комплекса, придало дополнительную возможность подводникам невольно щегольнуть тем, что они именно подводники с новейшей атомарины. (*)
Есть что-то томительно-прощальное на таких фотографиях и в таком ракурсе на корабли. Даже если не знать, что случится именно с этой лодкой в 1963 году во время глубоководных испытаний.   (*)
Есть что-то томительно-прощальное на таких фотографиях и в таком ракурсе на корабли. Даже если не знать, что случится именно с этой лодкой в 1963 году во время глубоководных испытаний. (*)

Утром 10 апреля 1963 года «Трешер» в сопровождении спасательного судна «Skylark» вышла в море на погружения до предельных для нее глубин. Помимо команды на борту находились 17 гражданских технических специалистов. В 7:30 на спасателе был получен доклад с «Трешера» о готовности. Жить всем на борту оставалось меньше двух часов.

Дальнейшее развитие событий оказалось точно хронометрированным:

07:47 – начало погружения. 08:02 – глубина 120 метров, экипаж осмотрелся в отсеках. 08:09 – глубина 180 метров. 08:24 – очередной сеанс связи. 08:35 – глубина 270 метров. 08:53 – «Трешер» приблизился к предельной глубине. 09:02 – с лодки запросили курс «Скайларка». 09:01 и 09:11 – лодка не ответила на два вызова с поверхности.

09:12 ... 09:13 – с субмарины получено состоящее из трех фрагментов сообщение , которое в окончательном варианте впоследствии реконструировали так «...Испытываю незначительные трудности… Имею дифферент на корму… Пытаюсь продуть цистерны…».

Спустя 2-3 секунды на «Скайларке» в течении нескольких секунд (или - около 30 секунд) слышали шум сжатого воздуха, поступающего в балластные цистерны.

09:14 – лодка не ответила или не была услышана.

09:16 – на «Скайларк» поступило сообщение «900N», которое было воспринято как «лодка почти потеряна, ситуация неуправляемая». Так называемый «код события» 1000 соответствует гибели, «N», вероятно, означал отрицательный ответ на единственно важный в этот момент вопрос, заданный с поверхности. Есть, впрочем, предположение, что «900» - это величина в футах (около 300 метров) превышения рабочей глубины.

09:17 – на поверхности приняли искаженное сообщение, из которого получилось расслышать всего два слова: «предельная глубина». После этого услышали шум разрушения прочного корпуса.

«Скайларк» пытался восстановить связь, но в 11:04 был вынужден признать возможность произошедшей аварии.

В 10:30 11 апреля ВМФ на пресс-конференции официально объявил о гибели «Трешера» и всех 129 человек на борту в 350 км к востоку от мыса Кейп-Код.

По экспертным выводам, финальное разрушение прочного корпуса длилось долю секунды и произошло в 9 часов 18 минут 24 секунды 10 апреля на глубине примерно 732 метра (2400 футов).

Координаты района крушения были известны, искать пришлось не очень долго. С глубины 2560 метров были подняты многочисленные обломки. Полученные батискафом «Триест» фотографии продемонстрировали, что корпус лодки распался на шесть частей, разбросанных в радиусе 300 метров.

Есть, впрочем, другая версия судьбы «Трешера» после того, как вода ворвалась в его сохранивший форму прочный корпус и снесла там все поперечные переборки. По всем законам физики субмарина должна была превратиться во что-то вроде огромной пятитысячетонной авиабомбы, которая вследствие своей обтекаемой формы и парашютирующего действия винта приняла вертикальное положение, разогналась за счет своего веса в двухкилометровой толще воды и на скорости свыше ста километров в час врезалась в донные отложения. Наружный («легкий») корпус, естественно, ободрало на границе воды и грунта – именно эти обломки и были обнаружены спасателями. А тяжеленный внутренний («прочный») корпус вошел вертикально в донные грунты на сотню-другую метров. Там он сейчас и находится.

Наиболее вероятной причиной катастрофы было признано разрушение недостаточно качественного сварного шва забортного трубопровода системы охлаждения реактора. Машинный отсек заполнила вода, произошли короткие замыкания и аварийная остановка реактора. Отяжелевшая лодка оказалась обесточенной, лишенной достаточных возможностей бороться за живучесть и миновала недопустимую для себя глубину.

Альтернативными предположениями были изначальная остановка реактора, нарушение работы систем электроснабжения и управления рулями, возникновение ледяных пробок в трубопроводах воздуха высокого давления. Серьезным опровержением официальной версии было то, что катастрофическое поступление забортной воды (которая, кстати, при давлении на такой глубине способна просто резать пальцы-руки-ноги) командир не стал бы называть «незначительными проблемами». Не говоря уже о грохоте, при котором невозможно было бы общаться голосом с судном наверху.

На верфи-строителе были выявлены многочисленные случаи использования некондиционных материалов, нарушения технологии и недостаточный контроль качества.

Из-за выявленного низкого качества работ три десятка находившихся в постройке атомных лодок вступили в строй позже, чем намечалось.

Обнаруженные на глубине 2560 метров обломки SSN-593 «Трешер».     (*)
Обнаруженные на глубине 2560 метров обломки SSN-593 «Трешер». (*)

Отвалившийся фрагмент якоря «Трешера»: лодочные якоря уже оформляются именно в виде чашки-конуса, этого вполне хватает для зацепления о грунт и вытягивания якорной цепи под полагающимся углом.    (*)
Отвалившийся фрагмент якоря «Трешера»: лодочные якоря уже оформляются именно в виде чашки-конуса, этого вполне хватает для зацепления о грунт и вытягивания якорной цепи под полагающимся углом. (*)

Самое наглядное и опознаваемое: корма, верхнее перо вертикального руля. Хорошо видны отметки осадки и уцелевшее гнездо кормового навигационного огня.   (*)
Самое наглядное и опознаваемое: корма, верхнее перо вертикального руля. Хорошо видны отметки осадки и уцелевшее гнездо кормового навигационного огня. (*)

Стоящий, как стойкий мертвый солдатик на океанском дне, один из воздушных баллонов с «Трешера».    (*)
Стоящий, как стойкий мертвый солдатик на океанском дне, один из воздушных баллонов с «Трешера». (*)

- - -

(*) иллюстрация из интернета, из открытых источников

Если понравилось рассказанное – не стесняйтесь кликнуть по значку «Во!» (это где большой палец вверх). И – подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии.