«Трешер», головная из одноименной серии многоцелевых атомных подводных лодок. Как и полагается головному строительному номеру, в 1961 – 1962 г.г. проходила большую программу тестов и испытаний в Атлантике и Карибском море.
Длина наибольшая – 85,0 м
Диаметр наибольший – 9,8 м
Осадка средняя – 7, 9 м
Водоизмещение надводное / подводное – 3210 т / 3420 т
Скорость надводная / подводная – 10 узлов / 20 узлов
Предельная глубина погружения – 300 метров
Автономность плавания – 50 суток
Экипаж – 112 человек
Утром 10 апреля 1963 года «Трешер» в сопровождении спасательного судна «Skylark» вышла в море на погружения до предельных для нее глубин. Помимо команды на борту находились 17 гражданских технических специалистов. В 7:30 на спасателе был получен доклад с «Трешера» о готовности. Жить всем на борту оставалось меньше двух часов.
Дальнейшее развитие событий оказалось точно хронометрированным:
07:47 – начало погружения. 08:02 – глубина 120 метров, экипаж осмотрелся в отсеках. 08:09 – глубина 180 метров. 08:24 – очередной сеанс связи. 08:35 – глубина 270 метров. 08:53 – «Трешер» приблизился к предельной глубине. 09:02 – с лодки запросили курс «Скайларка». 09:01 и 09:11 – лодка не ответила на два вызова с поверхности.
09:12 ... 09:13 – с субмарины получено состоящее из трех фрагментов сообщение , которое в окончательном варианте впоследствии реконструировали так «...Испытываю незначительные трудности… Имею дифферент на корму… Пытаюсь продуть цистерны…».
Спустя 2-3 секунды на «Скайларке» в течении нескольких секунд (или - около 30 секунд) слышали шум сжатого воздуха, поступающего в балластные цистерны.
09:14 – лодка не ответила или не была услышана.
09:16 – на «Скайларк» поступило сообщение «900N», которое было воспринято как «лодка почти потеряна, ситуация неуправляемая». Так называемый «код события» 1000 соответствует гибели, «N», вероятно, означал отрицательный ответ на единственно важный в этот момент вопрос, заданный с поверхности. Есть, впрочем, предположение, что «900» - это величина в футах (около 300 метров) превышения рабочей глубины.
09:17 – на поверхности приняли искаженное сообщение, из которого получилось расслышать всего два слова: «предельная глубина». После этого услышали шум разрушения прочного корпуса.
«Скайларк» пытался восстановить связь, но в 11:04 был вынужден признать возможность произошедшей аварии.
В 10:30 11 апреля ВМФ на пресс-конференции официально объявил о гибели «Трешера» и всех 129 человек на борту в 350 км к востоку от мыса Кейп-Код.
По экспертным выводам, финальное разрушение прочного корпуса длилось долю секунды и произошло в 9 часов 18 минут 24 секунды 10 апреля на глубине примерно 732 метра (2400 футов).
Координаты района крушения были известны, искать пришлось не очень долго. С глубины 2560 метров были подняты многочисленные обломки. Полученные батискафом «Триест» фотографии продемонстрировали, что корпус лодки распался на шесть частей, разбросанных в радиусе 300 метров.
Есть, впрочем, другая версия судьбы «Трешера» после того, как вода ворвалась в его сохранивший форму прочный корпус и снесла там все поперечные переборки. По всем законам физики субмарина должна была превратиться во что-то вроде огромной пятитысячетонной авиабомбы, которая вследствие своей обтекаемой формы и парашютирующего действия винта приняла вертикальное положение, разогналась за счет своего веса в двухкилометровой толще воды и на скорости свыше ста километров в час врезалась в донные отложения. Наружный («легкий») корпус, естественно, ободрало на границе воды и грунта – именно эти обломки и были обнаружены спасателями. А тяжеленный внутренний («прочный») корпус вошел вертикально в донные грунты на сотню-другую метров. Там он сейчас и находится.
Наиболее вероятной причиной катастрофы было признано разрушение недостаточно качественного сварного шва забортного трубопровода системы охлаждения реактора. Машинный отсек заполнила вода, произошли короткие замыкания и аварийная остановка реактора. Отяжелевшая лодка оказалась обесточенной, лишенной достаточных возможностей бороться за живучесть и миновала недопустимую для себя глубину.
Альтернативными предположениями были изначальная остановка реактора, нарушение работы систем электроснабжения и управления рулями, возникновение ледяных пробок в трубопроводах воздуха высокого давления. Серьезным опровержением официальной версии было то, что катастрофическое поступление забортной воды (которая, кстати, при давлении на такой глубине способна просто резать пальцы-руки-ноги) командир не стал бы называть «незначительными проблемами». Не говоря уже о грохоте, при котором невозможно было бы общаться голосом с судном наверху.
На верфи-строителе были выявлены многочисленные случаи использования некондиционных материалов, нарушения технологии и недостаточный контроль качества.
Из-за выявленного низкого качества работ три десятка находившихся в постройке атомных лодок вступили в строй позже, чем намечалось.
- - -
(*) – иллюстрация из интернета, из открытых источников
Если понравилось рассказанное – не стесняйтесь кликнуть по значку «Во!» (это где большой палец вверх). И – подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии.