Книга Михаила Шевелева "От первого лица" рассказывает о нравах российской политической и бизнес-элиты. Среди действующих лиц — президент Путин, бывший мэр Москвы Юрий Лужков, бывший генеральный прокурор Юрий Скуратов. Действие начинается в первой половине 80-х, потом путч 1991 года, выборы 1996 года (те, где Ельцин против Зюганова — "Голосуй, или проиграешь" и "Купи еды в последний раз"), кризис 1998 года и присоединение Крыма в 2014 году. Заканчивается действие в 2018 году.
Если вас интересуют книги про 90-е, прочтите вот этот отзыв: "Новый роман о 90-х".
Книга динамичная, увлекательная. Читается легко. Тема интригующая — грязные деньги политической и бизнес-элиты, включая бессменного правителя России. На этом, пожалуй, достоинства книги заканчиваются.
Недостатки — книга плоская, в ней нет глубины. Всё как будто пунктиром. Герои схематичны. При этом ведь и пунктиром можно написать так, что героя с одного штриха запомнишь. Но здесь явно не тот случай. Единственное, что я запомнил — это описание Путина. Но тут понятно, почему это произошло — я этого человека много раз в телевизоре видел, и как только понял, о ком речь, мозг сразу нужную картинку дорисовал. А вот остальные герои, чьи прототипы мне неизвестны, так и остались для меня голыми сюжетными функциями.
Еще одно разочарование — незавершенность истории.
Я читал книгу в какой-то легальной читалке. Там она заканчивалась абзацем, который прямо обещал развитие сюжета и продолжение как минимум такого же объема. А дальше — стандартное уведомление, что бесплатный фрагмент закончился, и за остальное придется заплатить. Поскольку я уважаю авторские права и предпочитаю бумажные книги, и еще потому, что бросать историю на середине мне не хотелось, я купил книгу.
Ну, и за 400 рублей выяснил, что никакого продолжения у этой истории на самом деле нет. И весь этот замах на рубль заканчивается копеечным ударом на 150-й странице.
В общем, в итоге, на мой взгляд, у автора вышла ни богу свечка, ни чёрту кочерга. Для того, чтобы проходить по разряду "большой литературы" книге не достаёт объёма и глубины. А для жанровой вещи, криминально-политического триллера, ей не хватает хорошей фабулы, развития и внятного финала.