10/52: Евгений Щепин "ВкусВилл: Как совершить революцию в ритейле, делая всё не так"
Нельзя не согласиться с автором книги о том, что продуктовый ритейл является одним из самых классических, "алых" (кровавых) океанов. В данной ситуации уместнее сказать - был. Андрей Кривенко (создатель сетей "Избёнка" и "ВкусВилл") вместе с командой взял да и заполнил свой собственный "голубой" океан.
Представьте себе, что в продуктовом ритейле, да и в принципе в ритейле нет штрафов для персонала (совсем! никаких!), представьте, что нет бюджетирования и планирования, нет пресловутой системы KPI, нет скриптов как у продавцов, так и сотрудников, работающих на горячей линии, нет многих других уже традиционных атрибутов современной системы управления. А так можно было?! Вполне и "ВкусВилл" тому прямое доказательство!
Прародителем "ВкусВилла" стала сеть небольших по своим размерам (15-20 кв.м.) магазинов "молочки" - "Избенка", открытая в Москве и Московской области в 2009 году, которая изначально сконцентрировалась на предложении покупателю натуральной молочной продукции от российских производителей без каких-либо добавок, химии. В моменте количество точек "Избёнки" достигло даже 300 штук.
Выручка средней "Избенки" составляла 25 000 - 30 000 рублей в день, у рекордсменов около 100 000. При выручке в 4 000 - 5 000 рублей в день компания съезжала с места в первую же неделю, не тратя ни времени, ни энергии на раскрутку такой точки.
Органическое развитие данной сети, постоянный настрой на активное слушанье покупателей (конечных заказчиков компании) привело к тому, что стало понятна потребность потребителей в аналогичном подходе при формировании более широкого ассортимента (хлебобулочные изделия, десерты, рыба, мясо, овощи/фрукты и так далее). Возник запрос на это!
Так, в 2012 году и родилась сеть "ВкусВилл", которая к слову, около года была убыточна и "кормилась" за счет "Избенки". На данный момент все магазины "Избенки" закрыты, а вот "ВкусВиллов" насчитывается более 700 магазинов, в ассортименте которых 1800 позиций (95 % СТМ) в большинстве своем российских производителей, на которую работают уже несколько тысяч человек.
Представьте, что при этом в компании нет HR-отдела как такого, есть сотрудницы-приемщицы и все. Каждый отдел, если у него есть потребность в сотрудниках, может самостоятельно нанять себе сотрудника, может воспользоваться услугами стороннего агентства, в общем волен принимать достаточно свободные решения. В конце концов ему работать с этим человеком. Это касается не только офиса, но и магазинов, которым нужны продавцы.
Если какой-то сотрудник/отдел начинает "зашиваться", не успевать, то компания активно использует такой метод, как - "Задвоение". Нет, ВкусВилл не нанимает заместителя руководителя, он вводит еще одного такого же сотрудника, который забирает на себя половину функций. Тоже самое относится к поставщикам и другим функциям.
Меня особенно покорило описание того, как поставщики развозят товар по точкам сети: водитель (сторонняя компания!) приезжает ночью --> снимает магазин сам с сигнализации/открывает его --> заносит товар и уезжает--> сотрудник приходят с утра и начинают работать с вновь прибывшим товаром. Все! Точка! нет никаких сверок, пересчетов в моменте и так далее! В основе всего ДОВЕРИЕ к поставщикам, к сотрудникам, к транспортным фирмам! По подсчетам ВкусВилла это экономит им 60 млн рублей в месяц! 60 млн, Карл! Нет, это не значит, что ничего не считается и не учитывается, просто система построена по аналогии с блокчейном, все огрехи, промахи, воровство быстро выявляются и выходят на поверхность.
В книге раскрываются 37 правил, на которых основан и продолжает успешно функционировать ВкусВилл (Кстати, интересно, почему их именно 37 или скрытого смысла нет никакого?). По сути, все из них можно разбирать на цитаты и на конкретные направления к внедрению. Другой вопрос, на мой взгляд, заключается в том, что удастся ли кому-то другому повторить/скопировать такое?!
Я отдаю себе отчет, что успех ВкусВилла - это сплав удачи, личности создателя, команды и крутой корпоративной культуры, к-ая продолжает культивировать развитие. Поймал себя на мысли, что очень много пересечений с подходом Zappos, Тони Шея (также рекомендую к прочтению, кто еще не успел).
И кстати в "ВкусВилле" эффективная культура чтения. Для них это инструмент, который позволяет развиваться. В "ВкусВилле" обсуждают книги каждые 2-3 месяца и делают это также круто:
- Никто никого не заставляет читать. Все по желанию !!!
- Обсуждение книги происходит только в рабочее время, что в свою очередь превращается в тусовку, мини-корпоратив. Обсуждение ведет специальный модератор.
- Обсуждение книги проводится вне офиса, в котором много отвлекающих факторов
- Обсуждают не столько книгу, а то, как все написанное в ней можно спроецировать на компанию
- Собственник или директор принимает непосредственное участие в работе книжного клуба
Так, по словам автора книги, именно после подобного прочтения "Антихрупкости" Н. Талеба возникла идея и дальнейшая реализация выхода "ВкусВилла" за пределы Москвы и ближайшего Подмосковья. Модель уже работает в добром десятке городов европейской части России.
Безусловно, одна из лучших книг, если не лучшая, которую я прочитал за последние 1-2 года. Рекомендую для прочтения и разбора всем представителям ритейла, общепита и сферы услуг. Просто бомба на мой взгляд!
Вот вам напоследок "простенькая формула" автозаказа товара. Пожалуйста, пользуйтесь!
Субъективная оценка книги: 9,5/10
P.S.
Друзья, не забывайте про условия забега ;)
1. Каждое воскресенье буду писать правдивый, но, безусловно, субъективный отзыв о прочитанной книге (первый отзыв тут). Надеюсь будет полезно. Жанр книг не ограничиваю, но, скорее всего, на 60-75 % он будет тяготеть к бизнес-литературе.
2. Таким образом, по задумке должно быть 52 книги, 52 отзыва, последний из к-ых будет датироваться 29 декабря 2019 года
3. Если, я на какой-то недели не успею прочитать, не выложи, забуду и тд по любым причинам это сделать, то среди всех Интернет-собратьев лайкнувших этот и последующие посты / оставивших свои комментарии, посвященные данной теме, буду разыгрывать книгу текущей недели. Не выложу 5 раз - будет 5 розыгрышей, не выложу 10 - 10 розыгрышей и так далее. Разумеется, доставка победителю будет за мой счет в любой уголок планеты.