Решила опубликовать целую серию статей, посвящённых возможностям заработка в различных сферах и профессиях. Эти статьи могут быть полезны всем, кто думает ещё со своим профессиональным определением или над тем, в какое русло повернуть свою карьеру.
Начать хочу с самой себя :) По основному месту работы я - преподаватель вуза, поэтому хочу рассказать о том, на что может рассчитывать сотрудник высшего учебного заведения, со всеми потайными нюансами :)
В первую очередь хочу отметить, что редко когда заработная плата сотрудника вуза статична. Она складывается из множества факторов:
- должность;
- ставка;
- дополнительная нагрузка;
- дополнительные функции;
- стимулирующая часть за научные издания и публикации.
А теперь давайте разберём каждую составляющую в отдельности:
1. ДОЛЖНОСТЬ
Весь коллектив сотрудников вуза делится на несколько категорий:
- профессорско-преподавательский состав (преподаватели);
- административно-управленческий персонал (руководство, ректорат, деканат и т.д.);
- вспомогательный персонал (лаборанты).
ППС - профессорско-преподавательский состав - состоит из следующих должностных позиций:
- ассистент (стартовая позиция для тех, кто только приходит в систему вуза, без опыта, без степени и звания);
- преподаватель и старший преподаватель (эти позиции для тех, кто имеет опыт работы, но не получил степень кандидата наук);
- доцент (чаще всего соответствует степени кандидата наук);
- профессор (чаще всего соответствует степени доктора наук).
Первая градация заработной платы естественно зависит именно от должности. Оклад доцента колеблется в зависимости от вуза и региона от 20 до 50 тысяч рублей.
2. СТАВКА
Интересное изобретение в системе работы преподавателя - ставка. Можно работать на полную ставку, и тогда выполнять полную нагрузку и получать полноценную зарплату, а можно на 0,75 ставки, 0,5 и даже на 0,1 :) и зарплата будет сокращаться соответственно.
В связи с этим иногда в вузах проворачивают такую схему: для достижения высокой средней зарплаты сотрудников (майские указы президента, помните?) сокращают ставки преподавателям, при этом увеличивая им нагрузку. Получается, что один преподаватель работает по ставке на 0,5, а нагрузку читает на 1,2, зарплату получает соответственно больше, но средняя по вузу считается из расчёта на 0,5. Вот и получается, что человек работает больше, по бумагам меньше, а зарплату получает вроде увеличенную, а на самом деле она увеличилась просто за счёт его увеличения нагрузки.
3-4. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ НАГРУЗКА и ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ
Но это просто оклад, дальше у сотрудника вуза есть возможность увеличить свою зарплату посредством дополнительных функций и нагрузки. Например, доплата за исполнение функций заместителя заведующего кафедрой может составлять в районе 10 тысяч рублей.
Кроме того, помимо основной нагрузки на 1 ставку преподаватель может взять чтение лекций и практических занятий сверх этой ставки. В таком случае нагрузка будет оплачиваться в виде почасовой оплаты.
5. СТИМУЛИРУЮЩАЯ ЧАСТЬ ЗА ПУБЛИКАЦИИ
В системе высшего образования и науки есть целые системы рейтингов научной активности: различные индексы цитирования, публикаций и прочее. Вузы получают за эти рейтинги определённые преимущества, поэтому стремятся стимулировать своих сотрудников больше печататься, публиковаться в авторитетных журналах, за рубежом, выступать на конференциях.
За эти публикации и существуют надбавки к заработной плате. Однако и здесь есть подводные камни :) Чтобы получить весомую надбавки, надо публиковаться много и часто. Но научные публикации качественно так не делаются!! Порой на разработку одной статьи могут уйти месяцы!
А в случае стремления публикаций чаще и больше ни о какой науке речь не идёт :( получается простой рерайт уже созданного и разработанного.
Таким образом заработная плата доцента на ставку может колебаться в среднем в промежутке между 30 и 70 тысячами рублей. Повторюсь, многое зависит от региона, вуза, других составляющих. Бонусом к этой работе идёт достаточно гибкий график, возможность зачастую работать дома (при подготовке лекций, научных статей и т.д.).
Но в последнее время тенденция во всех регионах и во всех вузах печальная: сокращение ставок, увеличение нагрузок, увеличение потока бюрократических бумажек, отвлечение преподавателей от основной функции подготовки и чтения лекций. Вот такая получается картина :)
Предложение. Если у вас есть желание поучаствовать в подготовке публикаций "Сколько зарабатывают в разных профессиях", рассказать о своей должности и особенностях формирования заработной платы - пишите на kspivakova@mail.ru! Давайте вместе сделаем интересую серию статей! 😊