Найти тему
Половинка Луны

Почему турецкие султаны не заключали браки, а их дети рождались от наложниц?

Фабио Фабби, итальянский художник
Фабио Фабби, итальянский художник

Европейцы очень внимательно наблюдали за личной жизнью османских султанов, особенно после того, как те захватили Константинополь. Более всего их интересовал вопрос о том, почему же султаны со временем перестали заключать династические браки. Существовало два объяснения:

1. Османам не хотелось повторять постыдный и мучительный опыт Султана Баязида l.

В в 1402г. он был пленён Тамерланом, но наибольшим оскорблением для него было увидеть то, как одна из его жен, Мария из Сербии, выполняет чёрную работу и прислуживает на пиру у захватчиков. По приданию, именно этот позор и стал причиной самоубийства султана. Хотя, очень может быть, что это более поздняя выдумка: такой сюжет использовался в пьесе англичанина Кристофера Марло "Тамерлан". Кроме того, мнение, что унижение рабыни менее значимо, чем унижение Королевы всё же отражает западную картину мира, а не восточную. И уж совсем странно, что будущие султаны намеренно могли размышлять о поражении или попадании в плен.

2. Финансовая защита жён в исламе

Европейцы, привыкшие к отсутствию таких правовых гарантий для женщин в их собственных обществах, были поражены тем фактом, что приданое, дарованное женихом, становится собственностью жены. Считалось, что султаны истощат Османскую казну, если будут заключать браки с благородными женщинами. Сторонники этого аргумента просто не знали о том, какими богатствами могли обладать наложницы.

 Lalla Essaydi, Courtesy Edwynn Houk Gallery, New York & Zürich and Jenkins Johnson Gallery, San Francisco
Lalla Essaydi, Courtesy Edwynn Houk Gallery, New York & Zürich and Jenkins Johnson Gallery, San Francisco

А как на самом деле?

Предпочтение, отдаваемое наложницам, а не династическим бракам с иностранками, лучше всего объясняется отсутствием политической полезности таких союзов и развитии Османского государства по традиционным исламским направлениям. Практика сожительства с рабынями была стандартной чертой мусульманских династий. Так Халифы династии Омейядов гордились чистотой своего арабского происхождения благодаря браку с благородными арабскими женщинами, а ко второму веку исламской истории многие Халифы династии Аббасидов были сыновьями рабынь.

Фабио Фабби, итальянский художник
Фабио Фабби, итальянский художник

Кроме того, позиции наложниц была усилена одной из фундаментальных особенностей Османского государства: растущим значением рабов в правящей элите: считалось, что корпус высококвалифицированных рабов, лояльных только правителю и полностью зависящий от его доброй воли, будет служить государству более надежно и эффективно, чем потомственное дворянство, интересы которого могли идти вразрез с интересами правителя. Османы расширили и развили этот институт за пределы всего, что существовало ранее. Помимо военных появились и государственные служащие из числа бывших рабов. Вспомним Ибрагима Пашу.

Поэтому кажется вероятным, что и девушки-рабыни начали иметь влияние в доме османского правителя. У наложниц не было ни политических устремлений, ни каких-то рычагов для влияния на Падишаха, как это могло быть в случае с иностранными принцессами.