Это сладкие шоколадные конфеты с ореховой начинкой!? Или страшное насекомое, пугающее своим видом и укусами!?
Как это было?
Строители Главного Туркменского канала одержали большую победу: все подготовительные работы к наступлению на пустыню Кара-Кумы закончены. Работа проделана огромная. В пустыне созданы строительные площадки. Они соединены между собой дорогами, проложенными в песках. Построены города и посёлки для строителей, заводы местных строительных материалов. Сотни геологов, топографов и других научных работников исследовали трассу будущего канала. От Аму-Дарьи вглубь пустыни прорыт восьмикилометровый обводной канал. К 28 февраля, к знаменательному для всех строителей дню, скреперисты вынули последние кубометры грунта из обводного канала и подошли к месту, от которого начнётся основная трасса Главного Туркменского канала. Здесь установлена высокая арка. Большая красная стрела указывает путь в пустыню. На стреле – надпись: «До Красноводска 1100 километров». Перед аркой выстроилась колонна скреперов, украшенных флагами. На радиаторах двух первых машин – портреты Ленина и Сталина. Это машины скреперистов Владимира Склярова и Ивана Лунина. Они завоевали право первыми выйти на трассу великого канала.
Состоялся короткий митинг. Строители приняли приветствие великому вождю товарищу И.В. Сталину.
После митинга разрезали ленту, протянутую между колоннами арки. Заревели моторы. 15 скреперов вышли на трассу. Иван Лукин и Владимир Скляров вынули первые кубометры земли.
Всё дальше в пустыню уходят машины. Генеральное наступление на Кара-Кумы началось!
Вот такие гордые и пафосные слова можно было прочитать в газете в 1953г. Что повлекло за собой это масштабное строительство!?
За 5 лет к 1959г. было построено 400 км Каракумского канала. А сейчас составляет 1445км
Теперь, спустя больше полвека, оказывается, Аральское море обмелело на 29 метров и превратилось в два озера – в Казахстане и Узбекистане. А ведь до этого оно занимало 4ое место в мире по величине внутренних водоемов.
Времени и денег на спасение Арала нет – а, это жизни 2х миллионов человек.
За последние годы вложено 100 миллионов долларов, но удалось вернуть на 17 «метров» Озеро, но не на 53 «метра» Море!
Американский журналист Питер Аннин посвятил главу своей книги «Водные войны Великих озер»: «Смерть Аральского моря — одно из величайших экологических преступлений и удручающий пример того, как высокомерное отношение к воде приводит к безумию. Все это показывает, как недальновидная водная политика сказывается на жизни людей, окружающей среде и экономике».
Природная катастрофа случилась. И произошла по вине человека! Как за полвека можно уничтожить жизни городов, сёл, морей, рек и десятков тысяч людей!? И, это происходит в наше время «разумного человека»!
Да, собираясь скушать сладкую конфетку «Кара-Кумы», наверняка не знаешь, какой горькой она, в итоге, может оказаться – случайно наткнувшись на маленькую статью в газете 66-летней давности про начало строительства Кара-Кумского канала, не предполагалось, что узнаю такую драматичную историю о гибели природы, и, как следствие земель, городов и людей.
Как видно, у истории, действительно, нет сослагательного наклонения. Повернуть канал вспять уже невозможно. Но, история учит будущему!
Что ВЫ помните об этом времени? Что помнят Ваши родные и друзья? И,как оцениваете сейчас события прошлого? Спросите у ДЕДУШЕК, спросите у БАБУШЕК!
Подписывайтесь на канал 1953.Живая История! Ставьте лайки! Делитесь воспоминаниями в комментариях или присылайте их с фотографиями на почту livinghistory.1953@yandex.ru Ваш рассказ опубликуем на канале!