Найти в Дзене
Поразмысли

Как написать сценарий для кино?

Стенли Кубрик. Сценарист, Оператор, Рeжиссёр.
Стенли Кубрик. Сценарист, Оператор, Рeжиссёр.

Таким вопрос задаются все начинающие сценаристы. Дело в том, что сценарии бывают нескольких видов. Каждый из них предназначен для разных людей в рамках кинопроизводства. В народе сформировалось довольно устойчивое мнение, что сценарист пишет только реплики героев, прописывает их эмоции, куда они смотрят.

На самом деле так оно и есть — большинство сценариев, написанных для фильмов представляют из себя набор действий для актеров. И только некоторые сценаристы, которые по совместительству чаще всего являются режиссёрами, прописывают действия камеры, музыку за кадром, цвета кадра. Такой сценарий гораздо проще реализовать. Из такого текста проще вырезать кусочки и раздать каждому участнику съемок: актер получит реплики, оператор получит траекторию движения камеры, монтажер будет знать какую сделать цветокоррекцию.

Такой способ написания сценария, когда все кусочки пазла фильма сложены воедино позволяют экономить бюджет ленты. Посудите сами: если сценарист просто написал реплики героев, то теперь у оператора, актеров, режиссёра по звуку есть от чего оттолкнуться, что взять за основу, но за работу этих людей придется платить деньги. Так же при описании действия для конкретного человека может возникнуть проблема несовместимости. То есть может оказаться, что на пост-продакшене монтажер не может сделать выбранную им цветокоррекцию, из того что оператор криво снял сцену. Из-за отсутствия взаимодействия между разными лицами в кинопроизводстве можно получить плохой результат.

Можно видеть, что интересные и красивые фильмы получаются у сценаристов, которые являются режиссёрами, операторами и т. д. Взять в пример фильм Юрия Быкова «Дурак». Музыка, цвето-коррекция, реплики героев служат одной цели, и за этого фильм невозможно рассматривать по кусочкам, анализируя действия оператора, актеров, звуко-режессера.

Хороший сценарий для кино — это некая система, которая описывает действия всей съёмочной трупы. Такой сценарий может написать один человек, однако он должен обладать всей информацией о кинопроизводстве, представлять себе как его фантазию будут реализованы.

На мой взгляд такого человека найти сложно. Гораздо проще найти оператора, монтажера, режиссёра по звуку, специалиста по визуальным эффектам, режиссёра и конечно же сценариста, автора реплик героев. В таком случае, написание сценария для каждого человека в кинопроизводстве имеет связи с другими сценариями. Получается полная картина. Кино представляет из себя законченный продукт, который нравится зрителям — мне с Вами.