Соблюдать правила
Умение соблюдать правила игры сказывается на качестве взросления ребенка. Ведь по сути это способность примерять на себя различные социальные роли и выполнение правил, которые они предусматривают. Любая игра для дошкольника требует определенного уровня эмоциональной зрелости. Потому игр должно быть много: настольные, ролевые, спортивные, дидактические, развлекательные и т.д. Каждая по-своему учит ребенка принимать поражение, следовать условиям, считаться с мнением других участников.
Уметь ждать
Ждать, пока мама возьмет справку у врача, отстоит очередь в банке, сделает домашние дела. Это произвольная регуляция собственного поведения. Если будущий первоклассник не умеет ждать, не может придумать себе занятие и отвлечь себя, то в школе будет сложно.
Договариваться со сверстниками
В современном мире ценится не только уровень интеллекта. Умение договариваться, находить выход из конфликтной ситуации с наименьшими потерями зачастую становится важнее всех теоретических знаний. А школа - это не только успешное освоение учебной программы, это еще жесткие условия выживания в детском коллективе.
Принимать помощь и просить о ней
Любая новая задача для ребенка - вызов. Сначала он может выполнить ее только с помощью взрослых, потом ему достаточно четкого плана действий. В определенный момент он сможет сделать все сам. Родитель должен уметь выдерживать баланс свободных действий и помощи, а для ребенка просьба о помощи должна быть естественной и не вызывать дискомфорта.
Задавать правильные вопросы
Дети задают вопросы с того момента, как научаться говорить. Однако поток бесконечных "почему" и "зачем" может выдержать не каждый взрослый. Поэтому постепенно нужно учить задавать "правильные вопросы", которые могут сами подтолкнуть к решению проблемы. И, конечно, учить добывать информацию самостоятельно - из книг, поисковых систем, наблюдений.
Выполнять простые бытовые действия
Очень часто родители стремятся оградить детей от домашних дел, говоря при этом "успеют устать от этого во взрослой жизни". Но упускают при этом важный момент. Покупка хлеба в магазине или уборка своей комнаты - это опять-таки умение придерживаться определенного алгоритма, контролировать свое поведение, распределять время и много чего еще. А умение приготовить себе несложный перекус не помешало еще ни одному школьнику.
Это лишь основные вещи, которые должен уметь старший дошкольник. При этом здесь нет ничего про обучение - письму, счету, чтению. Это тоже важно, но не будет критичным, если ребенок получит эти навыки уже в школе - том месте, которое для этого и предназначено.