Состав:
Дирижер - Артём Абашев
Царица ночи - Дарья Тамарова
Памина - Ольга Семенищева
Тамино - Сергей Осовин
Зарастро - Владислав Попов
Папагено - Дмитрий Стародубов
Папагена - Олеся Степанова
Оратор - Андрей Решетников
Жрец - Вячеслав Шумов
Первая дама - Сауле Антышева
Вторая дама - Наталья Карлова
Третья дама - Татьяна Никанорова
Моностатос - Виталий Петров
Первый воин - Юрий Волков
Второй воин - Игорь Земской
Как утверждает сайт театра Оперы и балета в плане жанра "Волшебная флейта" не совсем Опера, я бы определил жанр как волшебная сказка, почти мюзикл. Однако есть специальное слово для названия этого жанра зингшпиль. Программа спектакля гласит: "Волшебная флейта" — не совсем опера. Это зингшпиль, то есть пьеса с пением на немецком языке — площадной развлекательный жанр, чрезвычайно популярный во времена Моцарта. Музыкальные номера в нем на равных правах соседствуют с продолжительными разговорными частями: иногда зингшпиль называют мюзиклом XVIII столетия. Он позволяет рассказать сколь угодно фантастическую историю — с машинными эффектами и всяческими театральными волшебствами. Именно фантастически-сказочный сюжет и предложил Моцарту антрепренер и либреттист Эммануэль Шиканедер. "
В последний раз до вчера я слушал Моцарта очень давно, во времена студенческой юности, когда симфония 40 играла на вызове на моей Нокии 3310.
После увертюры, мне кажется, что я попадаю на мультик в стиле комиксов и не увижу артистов, которые будут подпевать за экраном, однако с приземлением Тамино мои опасения развенчиваются.
Тамино спускается на сцену на стропах и поет. Кажется, когда я говорил, что режиссеры издеваются над певцами, заставляя артистов петь лежа и сидя в "Евгении Онегине", я недооценил фантазию режиссеров постановщиков, петь спускаясь на стропах - вот это исполнение действительно в неудобном положении. Сергей Осовин справился с этой ролью, как со всем выступлением, на отлично.
Когда в первой сцене 3 придворные дамы решали с кем оставить Папагено, это радует такой наивной влюбленностью, все дамы были поражены капитаном-летчиком. При этом, на месте капитана, послушав пение 3 дам, лично я бы не пошел спасать невесту, оставив эту роль птицелову Папагено, а остановился в поиске своей судьбы на Первой Даме, в исполнении Сауле Антышевой, и жили бы они долго и счастливо, ворочая Моцарта в гробу, как и его мелодии на сотовых.
Очень порадовал птицелов Папагено в исполнении Дмитрия Стародубова, очень эмоционально, артистично и талантливо вжившийся в этот образ, из-за пера на шляпе он был похож на попугая, и также его персонаж был разговорчив.
Порадовала "маска позора", в которую заключили голову Папагено после лжи о том, что именно он спас Тамино. Жаль, что в современной жизни нельзя всех врунов в такие маски одеть.
Когда герои заканчивают петь на немецком, они переходят в диалогах на русский. Интересный ход, но лично меня он сбивает с точки зрения логики места действа, где все происходит в Европе или в России. Хотя это все не важно, то что происходит на сцене - настоящая сказка.
Царица ночи в исполнении Дарьи Тамаровой встречает Тамино и Папагено в клетке, опять же петь на перекладине в 5 метров от сцены, наверное тоже не самое удобное положение. В этом ракурсе Дарья Тамарова очень похожа на птицу сама, заседая "как курочка на жердочке"
Во время драки Папагено сражается отважно, прямо как в боевике Брюс Ли. .При этом птицелов разговорчив, как болтун, который находка для шпиона. Именно про этого персонажа есть выражение "Большой секрет, везем патроны". Для меня именно Дмитрий Стародубов показался в этом спектакле исполнителем самой главной роли.
При этом, как и в любой сказке "Волшебная флейта" повествование о любви. Любви с первого взгляда, любви яркой, пламенной и взаимной. Именно любовь ведет Тамино на спасение принцессы, и Папагено, который одинок как айсберг в океане, пускается на авантюру приключений в поисках настоящей любви. Любовь правит этим сказочным миром и побеждает ненависть и злобу с девизом: "Скоро или никогда!"
В плане музыкальных инструментов, я увидел саму волшебную флейту, орган, который возили на велосипеде, но так и не понял, где именно у Папагено волшебные колокольчики. Если Кармен доверяют стаканы как кастаньеты, почему бы и Папагено не дать бубенцы, а то не совсем понятно, на чем он звенит при звуке из оркестровой ямы. Есть у меня конечно одна версия про "бубенцы", но это же сказка, зрелище 6+.
Зарастро, владелец замка, настолько крут по образу персонажа, что Брюс Уиллис со своим крепким орешком, где-то нервно курит в сторонке, а Зарастро в исполнении Владислав Попова, вчера был настолько харизматичен, что был сногсшибательным для дам в буквальном смысле этого слова. Дамы при его первом появлении, прямо падали у его ног. Отличное попадание в персонаж.
Зарастро утверждает: "Править государством должен мужчина!"И тут невольно задумываешься о том, а если бы Моцарт был сейчас жив, он бы по этой логике видимо проголосовал бы за Путина, а не за Собчак, будучи гражданином РФ? Вот тебе и 8 марта, всю самую сложную работу и большую ответственность, как управление сказочными государствами опять предоставили мужчинам, и только Царица ночи портит всю идиллию, защищая права феминисток.
Про место действия, замок Зарастро, у меня возникла ассоциация с вузом, ведь это место, "где правят труд, науки и терпение". И как в вузе там есть много очень пафосных персонажей, которые не пойми чем занимаются с очень умным видом.
Пресс-конференция Зарастро, напоминает пресс-конференцию футбольного тренера, мало вопросов, и никаких конкретных ответов, а лишь рассуждения типа: "мы должны победить, потому что мы сильнее".
Тамино после пресс-конференции вовлечен в информационную войну, про него сказали, что он выдержит испытания ради свободы Тамины, и просто сбежать уже не с руки. Тогда он будет выглядеть трусом и дезертиром. Заложник своей порядочности и человек чести.
Папагено во время испытаний не понятно от чего больше страдает, от необходимости молчать, что для него сложно, и не врать при этом одновременно, или оттого, что голодает, аппетит у него, прямо как в фильме "Голодные игры".
В итоге, как и любая сказка, "Волшебная флейта" заканчивается хорошо: две влюбленные пары, прекращенная война, победа науки и прогресса. И все это под гениальную музыку Моцарта в исполнении симфонического оркестра, которым замечательно дирижировал в этот вечер Артём Абашев . На экране сцены в стиле комикс надпись "Конец", приятно видеть счастливый конец, что редкость для оперного жанра.
Большое спасибо всей труппе, которая подарила настоящий Праздник в 8 марта. Браво!
Р.S. Часть фото и текстового материала в статье является цитатой с cайта театра Оперы и балета со ссылкой на источник (http://www.uralopera.ru/events/2)