Старый Кировск в Омске - как город в городе. Это и не удивительно. Возникший как поселок мостостроителей Транссиба, впоследствии он стал обычным станционным городком при одноименной станции Куломзино. Это название осталось в топонимах и нашего времени. Кто-то возразит мне, что, мол, это все факты известные. Что ж, гораздо меньше людей знает, что около 10 лет Кировск был самостоятельным городом, носящим название Ново-Омск. Многие его улицы носили те же названия, что и улицы Омска. Так, например, в Ново-Омске были свои Линии, свои ул. Ленина, Лобкова, Лермонтова и множество других. Но рассказ о старых топонимах Ново-Омска мы отложим на потом и это, уверяю вас, будет очень увлекательный рассказ.
Сейчас речь о другом. В современном Омске многими Старый Кировск воспринимается как архаичная окраина, край земли, где ничего нет. Да, сейчас это далеко не центр города, хотя когда-то площадь, где сейчас расположен Кировский базар, была именно центром, правда не Омска, а города Ново-Омск. Омичи так мало бывают там и так мало знают Кировск, что мне это показалось обидным и незаслужненным. Именно поэтому я и решил показать некоторые из его интерсных, на мой взгляд, мест, причем разбил своё "путешествие" на 2 части. Итак, начнем с немецкого поселка, географически пусть это будет весь Кировск, расположенный между аэропортом и железной дорогой.
Этот район возник первым, он и стал пос. станции Куломзино. Центром поселка был базар, его место лекго определить и сейчас по огромной пустой площади, которая ныне называется площадью Борцов Революции или площадью Восстания. Почему поселок назвали Немецким в простонародье - да потому что сюда прибывало много немцев в начале 20 века, что переселялись с Волги. В Омск их старались не пускать, вот они и оседали тут, на левом берегу Иртыша, в Куломзино. Первыми улицами стали Граничная, что шла вдоль полосы отчуждения железной дороги, Суровская и другие улицы в районе Базарной площади. Ну, а теперь обещанная прогулка.
1. Небольшой поселок около заброшенного крупяного завода (ул. Володарского-Граничная) Во времена СССР тоже прекрасно понимали важность правильного размещения предприятий, поэтому огромный по тем меркам крупяной завод разместили вблизи удобных подъездных путей и по соседству с самым крупным за Уралом Кировск-Омским элеватором.
2. А вот и сам бывший крупяной завод. Этих зданий уже давно нет. Видно, что на его территории была практически полноценная станция.
3. Целая улица "цистернообразных" домов. Такое можно увидеть только в Кировске. Адреса назвать не могу, у этих домов его просто нет. Район конца ул. Володарского. Как тут живут люди - загадка.
4. Один из чудом сохранившихся артефактов - давно разобранная жд, которая есть на карте 1940 года. ЖД дореволюционная, вела к карьеру, где брали балласт для насыпи жд моста. Потом вдоль жд построли дома. Ныне это начало улицы Граничная. Граница точная ))
5. Артефактный жилой дом, имевший самый длинный фасад в Омске. Один из центров восстания 22.12.1918 против Колчака, о чем гласит вон та мемориальная доска. Располжен на одной первых улиц Немецкого поселка - Суровской, угол с Граничной Вероятнее всего первый 2-х этажный дом в Кировске. Постоен в 10-е году 20 века. Весь квартал вокруг него - когда-то центральный квартал поселка. Построен для работников мельницы. Ныне дом практически уничтожен.
6. Аллея Славы на ул. Суровцева (Сурова).
7. Бывший главпочтамт немецкого поселка, а ныне - церковь. Здание начала века. ул.Димитрова раньше была именно Почтовой, название шло от этого здания.
8. Совершенно неожиданный для Кировска квартал "сталинских" домов с широченной площадью. Авиагородок.
9. Кварталы Гидропривода и авиазавода, ул. 12 Декабря. Отчетливо видны трубы домовой котельной, давно заброшенной.
10. Странный объект в гаражном кооперативе. Метеостанция аэропорта.
Вот такой я увидел немецкую сторону Старого Кировска почти 10 лет назад https://omchanin.livejournal.com/11340.html.