Найти в Дзене
ТЛЕНТА

Россия ужесточает контроль над Северным морским путем

Подводные лодки и суда, предназначенные для Северного флота России (государственные СМИ)
Подводные лодки и суда, предназначенные для Северного флота России (государственные СМИ)

Кремль сформулировал новые ограничения для иностранных военных кораблей, проходящих через Северный морской путь (СМП), арктический маршрут, соединяющий Кольский полуостров с Беринговым проливом. 

В изменении политики, о котором впервые сообщили «Известия», российское правительство теперь намерено потребовать от правительств иностранных государств заблаговременного уведомления за 45 дней о рейсах военных кораблей по маршруту. Кроме того, ему понадобятся имя и звание капитана каждого судна, а также все данные о корабле, и в нем указывается, что каждое судно будет принимать на борт российского пилота. Этот шаг последовал через несколько месяцев после того, как ВМС Франции осуществили транзит СМП с помощью корабля снабжения  BSAH Rhône. 

В юридических целях военный корабль в открытом море обладает полным иммунитетом от юрисдикции любого другого государства, кроме его собственного. Однако в пределах 12 морских миль военные корабли должны соблюдать все законы и правила прибрежного государства при прохождении через территориальное море государства.

Степень контроля прибрежного государства над военными кораблями, ведущими «невинный проход», была предметом споров на протяжении десятилетий. В различных точках Иран, Вьетнам, Китай, Тайвань и многие другие ввели предварительные требования к уведомлению о военных кораблях в конкретных районах. Соединенные Штаты считают, что эти ограничения не соответствуют нормам международного права, и ВМС США регулярно оспаривают их в рамках своей более широкой программы «Свобода навигации» (FONOPS).

Россия и США были когда-то на одной стороне этой дискуссии. Во время переговоров, предшествовавших UNCLOS в начале 1980-х годов, советские дипломаты присоединились к  своим американским коллегам, чтобы заблокировать пункт, который позволил бы требования предварительного уведомления для транзитных военных кораблей. 

Новое требование уведомления для военных кораблей следует последним событиям для торгового судоходства на СМП. В декабре 2017 года российский парламент принял закон, ограничивающий загрузку угля, нефти и природного газа в портах вдоль Северного морского пути судами под российским флагом. Он дал понять, что в будущем он может ограничить такие загрузки российскими судами, что является частью политики поощрения внутренних