А вы знали о том, что кружева плели не только из нитей, но и из проволоки? Да, это так. Итальянская Генуя славилась своими металлическими кружевами.
Немного странно звучит? Между тем для такого кружева действительно использовалась тончайшая нить - золотая, позолоченная или серебряная.
Вы скажете, что это технически невозможно - кружево должно быть гибким, а проволока не дает такой пластичности. Честно говоря, вообще никакой пластичности не дает… Как же это делали?
Секрет заключался в том, что нить для металлических кружев была двойной. В качестве основы использовалась льняная нитка, которая обвивалась расплющенной золотой или серебряной проволокой.
Таким образом, нить получалась гибкой и относительно подвижной - плести уже вполне было можно.
Металлическое кружево использовалось в качестве бордюра к воротникам и манжетам, но чаще его нашивали на одежду в несколько рядов.
Это было быстро, а кроме того и удобно - кружево можно было спороть с одного платья и пришить на другое. Чего нельзя сказать о вышивке - она уже была навсегда. Ну, или почти навсегда. Об этом я расскажу в следующий раз.
Количество рядов отделки на одежде напрямую зависело от состоятельности ее владельца.
Помните - кружево было баснословно дорогим, а уж из драгоценной проволоки - и подавно. Кроме того, оно ужасно кололось. Но всем известно - ради красоты можно вытерпеть многое, поэтому носили...
Металлических гипюры были большой редкостью. Это стоило слишком дорого, а кроме того, весило прилично - металл гораздо тяжелее льна…
Большое пристрастие к кружевам из драгоценных металлов питала Испания.
Их могли шить иглой, плести на коклюшках или шить по сетке - это был гипюр. Но испанское кружево было толще и менее фигурное. Все-таки различие в технике заметно сразу.
В качестве основы использовалась все та же льняная (реже шелковая) нить, скрученная с металлической. Называлась такая конструкция «биза», а шитое кружево - «филигранный гипюр».
По контуру рисунка прокладывали металлическую нить, которую затем закрепляли мелкими стежками шелковых ниток.
Хочу сказать, что за металлическим кружевом было трудно ухаживать - серебро со временем покрывается патиной и темнеет. Не знаю, чистили ли его как-нибудь или просто переплавляли… Но согласитесь - драгоценные кружева - это эффектно!
Понравилось? Подписывайтесь на канал - будем читать истории вместе!
Вам может быть интересно:
Ажурная история фламандского кружева
"Венецианское золото" - кружевная история (начало)
"Великий вышивальщик" - Франсуа Лесаж
Вторая жизнь императорских платьев