Найти тему
Модная канитель

Как делали кружева из золота

А вы знали о том, что кружева плели не только из нитей, но и из проволоки? Да, это так. Итальянская Генуя славилась своими металлическими кружевами.

Немного странно звучит? Между тем для такого кружева действительно использовалась тончайшая нить - золотая, позолоченная или серебряная.

Металлическое кружево из собрания Эрмитажа
Металлическое кружево из собрания Эрмитажа

Вы скажете, что это технически невозможно - кружево должно быть гибким, а проволока не дает такой пластичности. Честно говоря, вообще никакой пластичности не дает… Как же это делали?

Секрет заключался в том, что нить для металлических кружев была двойной. В качестве основы использовалась льняная нитка, которая обвивалась расплющенной золотой или серебряной проволокой.

Металлическое кружево из собрания Эрмитажа
Металлическое кружево из собрания Эрмитажа

Таким образом, нить получалась гибкой и относительно подвижной - плести уже вполне было можно.

Металлическое кружево использовалось в качестве бордюра к воротникам и манжетам, но чаще его нашивали на одежду в несколько рядов.

Металлическое кружево на платье. Художник Бартоломеус ван дер Хельст.
Металлическое кружево на платье. Художник Бартоломеус ван дер Хельст.

Это было быстро, а кроме того и удобно - кружево можно было спороть с одного платья и пришить на другое. Чего нельзя сказать о вышивке - она уже была навсегда. Ну, или почти навсегда. Об этом я расскажу в следующий раз.

Количество рядов отделки на одежде напрямую зависело от состоятельности ее владельца.

Помните - кружево было баснословно дорогим, а уж из драгоценной проволоки - и подавно. Кроме того, оно ужасно кололось. Но всем известно - ради красоты можно вытерпеть многое, поэтому носили...

Кружево нашивали на платья рядами. Художники Михель Янс ван Миревельт, Бартоломеус ван дер Хельст
Кружево нашивали на платья рядами. Художники Михель Янс ван Миревельт, Бартоломеус ван дер Хельст

Металлических гипюры были большой редкостью. Это стоило слишком дорого, а кроме того, весило прилично - металл гораздо тяжелее льна…

Большое пристрастие к кружевам из драгоценных металлов питала Испания.

Их могли шить иглой, плести на коклюшках или шить по сетке - это был гипюр. Но испанское кружево было толще и менее фигурное. Все-таки различие в технике заметно сразу.

Испанское металлическое кружево. Из собрания Эрмитажа
Испанское металлическое кружево. Из собрания Эрмитажа

В качестве основы использовалась все та же льняная (реже шелковая) нить, скрученная с металлической. Называлась такая конструкция «биза», а шитое кружево - «филигранный гипюр».

По контуру рисунка прокладывали металлическую нить, которую затем закрепляли мелкими стежками шелковых ниток.

Хочу сказать, что за металлическим кружевом было трудно ухаживать - серебро со временем покрывается патиной и темнеет. Не знаю, чистили ли его как-нибудь или просто переплавляли… Но согласитесь - драгоценные кружева - это эффектно!

Понравилось? Подписывайтесь на канал - будем читать истории вместе!

Вам может быть интересно:

Ажурная история фламандского кружева
"Венецианское золото" - кружевная история (начало)
"Великий вышивальщик" - Франсуа Лесаж
Вторая жизнь императорских платьев