Накануне совещания при директоре и заседания педагогического клуба Василию приснилось «продолжение»…
Так он сам назвал повторение странного сна-«прояснения» со своим «забытым» пребыванием на курсах повышения квалификации, после чего он угодил в больницу.
Причем, сначала каким-то непостижим «свернутым» видом пред ним почти мгновенно прошло содержание предыдущего сна вплоть до заветной «бутылки коньяка». Он опять увидел себя со стороны и одновременно услышал текст странного верлибра, как он договаривается с Сириной о курсах, как в первый раз приходит и сидит на лекции, как с подачи «блондинки» и «прически» начинается разговор о необходимости сдать «тыщу» - и вплоть до обещания принести бутылку коньяка от безвестной безденежной учительницы…. А после этого новая порция содержания, которая стала разворачиваться перед ним в том же «тройственном» варианте (он и видит себя, и слушает, и сам участвует), как по контрасту показалась бесконечно длинной и затянутой. Как будто невидимый «режиссер-постановщик» был намерен испытать на прочность его «терпение и психологическую устойчивость».
Он даже во сне явно чувствовал себя томящимся, созерцая и одновременно слушая этот странный «сериал» о самом себе…
- Ну, девочки, можно хотя бы
Мне дать лишь пятьсот…. А еще вам
Коньяк дорогой принесу я, -
Бутылку взяла с дня рожденья?..
Блондинка, как будто колеблясь,
Взглянула на ту, что с губами.
Та тоже ответила взглядом,
Качнув высоченной прической.
- Ну, ладно – договорились…
Смотри, чтоб коньяк был хороший!.. –
И дальше, ко всем обращаясь,
- Мы ж высшая-то категорья!
Так значит, чтоб завтра все деньги…
Но тут дверь нежданно открылась,
И женщина, лет эдак средних,
Вошла, поздоровавшись с ходу.
Была то проректорша курсов.
Она хитро всем улыбнулась:
- Заждались меня?.. Ну, простите…
Давайте приступим к занятью.
А тема у нас, запишите:
«Особенности и проблемы
развития и воспитанья
детей в современной России».
Василий поежился…. Что-то
Так стало ему неуютно,
И даже как будто противно,
Но, правда, с чего – непонятно.
И тут уж посыпались речи
О тяжком совсем положеньи,
В котором сейчас оказался
Сугубый процесс воспитанья.
О том, что в условиях рынка
Все ценности враз измельчали,
Что нету совсем идеалов,
И не к чему детям стремиться.
Что всюду единственно деньги
Для всех интерес представляют,
И дети все это впитали,
Другое их не волнует.
И нужно, мол, с этим бороться,
Спасти чтобы детские души…
Василий извелся душевно,
Пока окончанья дождался.
И долго гнетущее чувство
В душе его не покидало.
«А не забежать ли мне в школу? -
В уме у него промелькнуло, -
Проведать, как школка родная…»
И вот он уже в кабинете
У завуча – быстро добрался,
Успел сразу после обеда.
Сирина Борисовна хитро
Василию глазом моргнула:
- Ну, что порасскажешь, Василий, –
Как высшая-то категорья?..
- Труба!.. Скажу честно: достали!
Сирина Борисовна, правда…
Их денежные все поборы…
Нет, я от души удивляюсь, -
Дебилом от этого станешь!..
«Так, девочки, надо по тыще!..»
Там утки сидят подсадные,
С народа деньгу вышибают.
- А ты не давай!.. – И не буду!
И нет у меня лишних денег…
А честно сказать: мне противно
В коррупции грязной мешаться.
- Ну, ладно…. А что еще скажешь?
Что преподают вам на курсах?
- Да, все там одно – немудрено,
Что сразу мозгами забудешь…
Они чуть еще поболтали
О курсах, о разных деталях…
Василию легче как стало,
Развеялся будто душою.
А утром уже специально
Приехал он позже к занятью,
Чтоб только не слышать разборок
С деньгами до лекций начала.
Попал в самый раз…. Лектор только –
А был то солидный мужчина –
Как видно, войдя сам недавно,
Под запись давал свою тему.
Василий пред ним извинился,
Назад прометнулся к окошку,
Не глядя вокруг, поскорее
И сел на последнюю парту.
- Так, значит, я повторяю:
«Роль нравственного примера
учителя при воспитаньи
детей» - это есть наша тема…
Василий не сколько заметил –
Почувствовал, что кто-то смотрит…
Он сбоку взглянул и столкнулся
С глазами той самой блондинки.
И сразу потупился взором…
И тут же в себе обозлился:
«Чего я ее застеснялся?
Еще не хватало бояться!..»
А лектор тем временем начал
Свои развивать аргументы:
- Подумайте: время, в котором
Живем мы, оно – переломно…
И дело здесь не в проблемах,
С лихвой в экономике сущих, -
Страшнее духовности кризис,
Что нравственность ныне в провале.
Потеряны ориентиры,
Забыты все идеалы…
Но дети, вам это известно,
Не могут жить без примера.
Подумайте, чьим же примером
Они увлекаются ныне!?..
Представьте, кто в детском сознаньи
Сияет в густом ореоле!?..
Банкиры и олигархи,
И даже – увы! – проститутки!..
Все те, кто нагреб больше денег,
Продать кто готов все на свете…
Исследованье проводили
Мы в этом году анонимно
Среди старшеклассников в школах
О самых престижных занятьях.
Такая и вышла картина….
И вот что особенно грустно:
Профессию нашу – учитель –
Из сотен никто не упомнил.
Конечно, вина государства
В сложившемся так положеньи
Не просто существенна – даже
Решающа, как ни посмотришь.
Зарплата учителя точно
Еще не близка к идеалу,
Тогда о каком же престиже
Профессии можно вещать нам?..
Одно – выживать, как придется,
Самим и осталось крутиться… -
Он паузу сделал со вздохом
С картины, им изображенной.
Василий взглянул на блондинку:
Со вздохом и тоже басистым
Под лекторовы причитанья:
«Да-да…», - вместе с ним сокрушалась.
- И все-таки как бы нам трудно
Ни было при всей нашей жизни, -
Вещанье продолжил лектор,
- Нельзя нам забыть о детях!
И самое главное – твердый
Явить им пример подражанья:
Остатки морали и чести
Сберечь и отдать нашим детям.
И этим исполнить призванье
Учителя!.. Тут дверь открылась
И, явно взволнована с виду,
Вбежала кураторша группы.
- Простите! – она извинилась
Пред лектором, - Вы разрешите
Мне всем объявление сделать?..
Летела я – еле успела…
Кивнул тот, хоть чуть недовольно…
- Девчата, послушайте! Резко
У нас теперь все изменилось –
Зачет нам поставили завтра…
- Как? Как?!.. – взвились возгласы в классе…
- Да-да!.. От меня не зависит…
Полтретьего завтра начало –
На день раньше первого срока.
Девчата, вы уж приготовьтесь!..
И дальше еще рассказала,
Что нужно по всем документам,
А также порядок зачета.
Конец у занятья был скомкан.
Народ, неожиданной вестью
Застигнутый, глухо шептался,
И лектора мало кто слушал.
Василий едва лишь дождался,
Когда он со всеми простится,
Поднялся и к выходу быстро
Направился, выскользнуть чая.
- Младой человек, подождите!..
Василий как будто не слышит…
- Младой человек, это вам я!..
И сзади уже догоняют.
Василий остановился,
Уж выйдя за дверь кабинета…
Прическа с губами поспешно
Настигла его с оборота.
Она сразу снизила голос
И по сторонам оглянулась:
- Нет, я не пойму…. Ну, а вы что?
Когда свою тыщу внесете?
Василий молчал, как смешавшись,
Покусывая нервно губы.
- Вы завтра с утра принесете?..
- Нет!.. – он наконец ей ответил.
- Что?.. Так!.. Почему, мне скажите? –
Прическа не отставала.
- Да нет у меня таких денег, -
Василий ответил, поморщясь.
- А что значит - нет? Ну – займите!
А мы что?.. Мы тоже такие…
У нас ведь и семьи, и дети,
И тоже на все не хватает.
Однако ж мы крутимся как-то…
Но тут дверь из класса открылась,
И люди, спешащие плотной
Толпой, через дверь повалили.
Василий теряться стал с ними,
Но все же прическа успела
Ему прошептать уже в спину:
- Чтоб завтра здесь были деньги!..
«Чтоб завтра здесь были деньги!..» - Василий повторил про себя и еще сонный затрясся от смеха. Ему показалось невероятно забавным, что его во сне истязают насчет денег какие-то женщины, тоже, по-видимому, учительницы и он реально боится этого. Но вместе с тем у него не было сомнений, что все это так и происходило на самом деле.
Еще после первого «прояснения», когда он пришел в больницу на плановое обследование и рассказал об этом своему лечащему врачу Нелли Семеновне, та довольно скептически восприняла «достоверность» всего того, что происходило с Василием в его необычном сне. Она пустилась в долгие объяснения, что восстанавливающийся мозг может комбинировать в любом порядке «области бывшего информационного возбуждения», что отсутствие невероятных событий во сне – хороший знак, свидетельствующий о «регенерации собственных информационных потенциалов мозга», но полагаться на эту информацию как на «прояснившуюся память» все-таки однозначно нельзя. Об этом говорил опыт ее многочисленных пациентов, один из которых после подобной травмы всерьез стал бояться «падающих балконов», чем он якобы и был травмирован. И еще раз настоятельно рекомендовала Василию беречь голову от всяких непреднамеренных потрясений, строго-настрого запретив в ответ на его вопрос какие-либо занятия спортом. (До травмы Василий с физруками и приходящими бывшими выпускниками иногда «баловался» в спортзале «футбольчиком» и другими спортивными играми.)
(продолжение следует... здесь)
начало романа - здесь