Найти тему
Александр Дедушка

Учительская сага, I полугодие, глава 9 (часть 1)

Накануне совещания при директоре и заседания педагогического клуба Василию приснилось «продолжение»…

Так он сам назвал повторение странного сна-«прояснения» со своим «забытым» пребыванием на курсах повышения квалификации, после чего он угодил в больницу.

Причем, сначала каким-то непостижим «свернутым» видом пред ним почти мгновенно прошло содержание предыдущего сна вплоть до заветной «бутылки коньяка». Он опять увидел себя со стороны и одновременно услышал текст странного верлибра, как он договаривается с Сириной о курсах, как в первый раз приходит и сидит на лекции, как с подачи «блондинки» и «прически» начинается разговор о необходимости сдать «тыщу» - и вплоть до обещания принести бутылку коньяка от безвестной безденежной учительницы…. А после этого новая порция содержания, которая стала разворачиваться перед ним в том же «тройственном» варианте (он и видит себя, и слушает, и сам участвует), как по контрасту показалась бесконечно длинной и затянутой. Как будто невидимый «режиссер-постановщик» был намерен испытать на прочность его «терпение и психологическую устойчивость».

Он даже во сне явно чувствовал себя томящимся, созерцая и одновременно слушая этот странный «сериал» о самом себе…

- Ну, девочки, можно хотя бы

Мне дать лишь пятьсот…. А еще вам

Коньяк дорогой принесу я, -

Бутылку взяла с дня рожденья?..

Блондинка, как будто колеблясь,

Взглянула на ту, что с губами.

Та тоже ответила взглядом,

Качнув высоченной прической.

- Ну, ладно – договорились…

Смотри, чтоб коньяк был хороший!.. –

И дальше, ко всем обращаясь,

- Мы ж высшая-то категорья!

Так значит, чтоб завтра все деньги…

Но тут дверь нежданно открылась,

И женщина, лет эдак средних,

Вошла, поздоровавшись с ходу.

Была то проректорша курсов.

Она хитро всем улыбнулась:

- Заждались меня?.. Ну, простите…

Давайте приступим к занятью.

А тема у нас, запишите:

«Особенности и проблемы

развития и воспитанья

детей в современной России».

Василий поежился…. Что-то

Так стало ему неуютно,

И даже как будто противно,

Но, правда, с чего – непонятно.

И тут уж посыпались речи

О тяжком совсем положеньи,

В котором сейчас оказался

Сугубый процесс воспитанья.

О том, что в условиях рынка

Все ценности враз измельчали,

Что нету совсем идеалов,

И не к чему детям стремиться.

Что всюду единственно деньги

Для всех интерес представляют,

И дети все это впитали,

Другое их не волнует.

И нужно, мол, с этим бороться,

Спасти чтобы детские души…

Василий извелся душевно,

Пока окончанья дождался.

И долго гнетущее чувство

В душе его не покидало.

«А не забежать ли мне в школу? -

В уме у него промелькнуло, -

Проведать, как школка родная…»

И вот он уже в кабинете

У завуча – быстро добрался,

Успел сразу после обеда.

Сирина Борисовна хитро

Василию глазом моргнула:

- Ну, что порасскажешь, Василий, –

Как высшая-то категорья?..

- Труба!.. Скажу честно: достали!

Сирина Борисовна, правда…

Их денежные все поборы…

Нет, я от души удивляюсь, -

Дебилом от этого станешь!..

«Так, девочки, надо по тыще!..»

Там утки сидят подсадные,

С народа деньгу вышибают.

- А ты не давай!.. – И не буду!

И нет у меня лишних денег…

А честно сказать: мне противно

В коррупции грязной мешаться.

- Ну, ладно…. А что еще скажешь?

Что преподают вам на курсах?

- Да, все там одно – немудрено,

Что сразу мозгами забудешь…

Они чуть еще поболтали

О курсах, о разных деталях…

Василию легче как стало,

Развеялся будто душою.

А утром уже специально

Приехал он позже к занятью,

Чтоб только не слышать разборок

С деньгами до лекций начала.

Попал в самый раз…. Лектор только –

А был то солидный мужчина –

Как видно, войдя сам недавно,

Под запись давал свою тему.

Василий пред ним извинился,

Назад прометнулся к окошку,

Не глядя вокруг, поскорее

И сел на последнюю парту.

- Так, значит, я повторяю:

«Роль нравственного примера

учителя при воспитаньи

детей» - это есть наша тема…

Василий не сколько заметил –

Почувствовал, что кто-то смотрит…

Он сбоку взглянул и столкнулся

С глазами той самой блондинки.

И сразу потупился взором…

И тут же в себе обозлился:

«Чего я ее застеснялся?

Еще не хватало бояться!..»

А лектор тем временем начал

Свои развивать аргументы:

- Подумайте: время, в котором

Живем мы, оно – переломно…

И дело здесь не в проблемах,

С лихвой в экономике сущих, -

Страшнее духовности кризис,

Что нравственность ныне в провале.

Потеряны ориентиры,

Забыты все идеалы…

Но дети, вам это известно,

Не могут жить без примера.

Подумайте, чьим же примером

Они увлекаются ныне!?..

Представьте, кто в детском сознаньи

Сияет в густом ореоле!?..

Банкиры и олигархи,

И даже – увы! – проститутки!..

Все те, кто нагреб больше денег,

Продать кто готов все на свете…

Исследованье проводили

Мы в этом году анонимно

Среди старшеклассников в школах

О самых престижных занятьях.

Такая и вышла картина….

И вот что особенно грустно:

Профессию нашу – учитель –

Из сотен никто не упомнил.

Конечно, вина государства

В сложившемся так положеньи

Не просто существенна – даже

Решающа, как ни посмотришь.

Зарплата учителя точно

Еще не близка к идеалу,

Тогда о каком же престиже

Профессии можно вещать нам?..

Одно – выживать, как придется,

Самим и осталось крутиться… -

Он паузу сделал со вздохом

С картины, им изображенной.

Василий взглянул на блондинку:

Со вздохом и тоже басистым

Под лекторовы причитанья:

«Да-да…», - вместе с ним сокрушалась.

- И все-таки как бы нам трудно

Ни было при всей нашей жизни, -

Вещанье продолжил лектор,

- Нельзя нам забыть о детях!

И самое главное – твердый

Явить им пример подражанья:

Остатки морали и чести

Сберечь и отдать нашим детям.

И этим исполнить призванье

Учителя!.. Тут дверь открылась

И, явно взволнована с виду,

Вбежала кураторша группы.

- Простите! – она извинилась

Пред лектором, - Вы разрешите

Мне всем объявление сделать?..

Летела я – еле успела…

Кивнул тот, хоть чуть недовольно…

- Девчата, послушайте! Резко

У нас теперь все изменилось –

Зачет нам поставили завтра…

- Как? Как?!.. – взвились возгласы в классе…

- Да-да!.. От меня не зависит…

Полтретьего завтра начало –

На день раньше первого срока.

Девчата, вы уж приготовьтесь!..

И дальше еще рассказала,

Что нужно по всем документам,

А также порядок зачета.

Конец у занятья был скомкан.

Народ, неожиданной вестью

Застигнутый, глухо шептался,

И лектора мало кто слушал.

Василий едва лишь дождался,

Когда он со всеми простится,

Поднялся и к выходу быстро

Направился, выскользнуть чая.

- Младой человек, подождите!..

Василий как будто не слышит…

- Младой человек, это вам я!..

И сзади уже догоняют.

Василий остановился,

Уж выйдя за дверь кабинета…

Прическа с губами поспешно

Настигла его с оборота.

Она сразу снизила голос

И по сторонам оглянулась:

- Нет, я не пойму…. Ну, а вы что?

Когда свою тыщу внесете?

Василий молчал, как смешавшись,

Покусывая нервно губы.

- Вы завтра с утра принесете?..

- Нет!.. – он наконец ей ответил.

- Что?.. Так!.. Почему, мне скажите? –

Прическа не отставала.

- Да нет у меня таких денег, -

Василий ответил, поморщясь.

- А что значит - нет? Ну – займите!

А мы что?.. Мы тоже такие…

У нас ведь и семьи, и дети,

И тоже на все не хватает.

Однако ж мы крутимся как-то…

Но тут дверь из класса открылась,

И люди, спешащие плотной

Толпой, через дверь повалили.

Василий теряться стал с ними,

Но все же прическа успела

Ему прошептать уже в спину:

- Чтоб завтра здесь были деньги!..

«Чтоб завтра здесь были деньги!..» - Василий повторил про себя и еще сонный затрясся от смеха. Ему показалось невероятно забавным, что его во сне истязают насчет денег какие-то женщины, тоже, по-видимому, учительницы и он реально боится этого. Но вместе с тем у него не было сомнений, что все это так и происходило на самом деле.

Еще после первого «прояснения», когда он пришел в больницу на плановое обследование и рассказал об этом своему лечащему врачу Нелли Семеновне, та довольно скептически восприняла «достоверность» всего того, что происходило с Василием в его необычном сне. Она пустилась в долгие объяснения, что восстанавливающийся мозг может комбинировать в любом порядке «области бывшего информационного возбуждения», что отсутствие невероятных событий во сне – хороший знак, свидетельствующий о «регенерации собственных информационных потенциалов мозга», но полагаться на эту информацию как на «прояснившуюся память» все-таки однозначно нельзя. Об этом говорил опыт ее многочисленных пациентов, один из которых после подобной травмы всерьез стал бояться «падающих балконов», чем он якобы и был травмирован. И еще раз настоятельно рекомендовала Василию беречь голову от всяких непреднамеренных потрясений, строго-настрого запретив в ответ на его вопрос какие-либо занятия спортом. (До травмы Василий с физруками и приходящими бывшими выпускниками иногда «баловался» в спортзале «футбольчиком» и другими спортивными играми.)

(продолжение следует... здесь)

начало романа - здесь