Текстовая расшифровка оригинального допроса стюарта с Титаника в сенате США. Представлена в сокращении, исключающим повторные переспрашивания и незначительные реплики.
Сенатский Запрос США, день 7-ой.
Сенатор Борн: - Пожалуйста, назовите ваше имя, возраст и род занятий.
Эндрюс: - С.Е. Эндрюс, 20 лет возраст, 125 Милбрук Роад, Саутгемптон; занятие - стюард.
...
Сенатор: - Вы были приписаны к какой-нибудь шлюпке или спасательной лодке или плоту?
Эндрюс: - Я ничего не знаю об этом, сэр. Но мой друг, стюард, второй класс, он сказал мне пойти и посмотреть, какая лодка была моя. В воскресенье утром (ночью Титаник затонул). И прямо перед завтраком он пришел и сказал мне, что моя лодка была номер 16.
Сенатор: - Вы пошли к лодке номер 16 во время происшествия?
Эндрюс: - Да, сэр.
Сенатор: - Какой офицер отвечал за лодку номер 16?
Эндрюс: - Я не могу сказать, какой офицер, сэр.
Сенатор: - Это был офицер или один из младших офицеров?
Эндрюс: - Офицер, сэр.
Сенатор: - За все ваши 4 года службы стюардом с Вайт Стар Лайн вы принимали участие в каких-нибудь пожарных или спасательно-шлюпочных учениях?
Эндрюс: - Да, сэр.
Сенатор: - Как часто они проводились?
Эндрюс: - Ну, они проводятся по воскресеньям. Они собираются в Нью-Йорке, проводят сборы в Нью-Йорке, и потом одно воскресенье дома, сэр.
Сенатор: - Были ли какие-то учения на первом рейсе Титаника?
Эндрюс: - Нет, сэр.
Сенатор: - Если бы какие-то были, вы бы в них участвовали?
Эндрюс: - Да, сэр.
Сенатор: - И вас бы наказали за пропуск учений, если бы они имели место быть?
Эндрюс: - Да, сэр.
Сенатор: - Расскажите, какая информация у вас была сразу перед и после случившегося с Титаником?
Эндрюс: - Да, сэр. Я ушел со смены без четверти 11 (10:45), пошел вниз и уснул. Около 20 минут спустя я был разбужен движением корабля. От того толчка некоторые парни тоже проснулись. Так я вышел из каюты и пошел в служебный коридор, видя множество стюардов там. Я несколько раз прошелся взад-вперед по служебному коридору с ещё одним стюардом, и потом вернулся в каюту. Я лёг ещё на несколько минут, но потом поднялся. Я пришел в каюту не намного раньше, чем кто-то пришел и сказал: "все на палубу!".
Сенатор: - Насколько серьезным был толчок? Он разбудил вас? вы спали в это время?
Эндрюс: - Я просто дремал, сэр.
Сенатор: - Вы упали с кровати от толчка? Вы думали тогда, что что-то серьезное могло случится на корабле?
Эндрюс: - Нет, сэр. И я просто подумал, что что-то произошло с двигателями.
Сенатор: - Когда вы вышли наружу, вам показалось, что ничего серьезного не произошло и вы вернулись обратно? До тех пор, пока не последовала команда "все на палубу!"?
Эндрюс: - Да, сэр. Я уже поднимался с кровати сразу перед командой "все на палубу!", потому что я услышал где-то поток воды, так я подумал, что лучше бы одеться и выйти, я был уже почти у двери, когда услышал команду "все на палубу!".
Сенатор: - Продолжайте.
Эндрюс: - Таким образом я вышел наверх на палубу и стоял возле моей лодки. Вокруг было множество людей и я видел запасы, которые несли к шлюпке, и хлеб. Я не видел, чтобы запасы положили в шлюпку. Я помогал женщинам и детям забраться в шлюпку. Когда шлюпка заполнилась, офицер выкрикнул, морякам или способным мужчинам, чтобы управлять шлюпкой. После чего несколько залезли в шлюпку...
Сенатор: - Сколько?
Эндрюс: - 6, сэр. Пять, кроме меня, залезли в шлюпку, и я был 6-ым. Старшина - было два старшины - и один главный по лодке (Джозеф Бэйли).
Сенатор: - Сколько было пассажиров в шлюпке, кроме 6 управляющих?
Эндрюс: - Я полагаю 50, сэр.
Сенатор: - Это была одна из спасательных шлюпок или одна из складных лодок?
Эндрюс: - Шлюпка, спасательная.
Сенатор: - Продолжайте.
Эндрюс: - После того, как все были в лодке, офицер осмотрелся и спросил меня, могу ли я взять весло, и я сказал, что могу. После этого он сказал мне залазить в шлюпку. После того, как я залез в лодку, я помог вставить уключины. Мы спустили лодку и погребли прочь от корабля. На этом пути мы сконтачились с другой лодкой, и стояли рядом. Нам надо было отдохнуть, другая лодка была полна женщинами. Кто-то в лодке сказал, чтобы вернуться назад, но поскольку обе лодки были полны, мы оставались на расстоянии от корабля.
Сенатор: - Кто сказал это?
Эндрюс: - Кто-то из пассажиров. Лодки были полными.
Сенатор: - И как на это отреагировали офицеры?
Эндрюс: - Я ничего больше не слышал.
Сенатор: - Пассажир, сказавший это, привел какие-то доводы, почему он хотел вернуться назад?
Эндрюс: - Нет, сэр. Когда уже светалось, мы заметили огни, это была Карпатия и мы поплыли к ней.
Сенатор: - В момент крушения вы видели какие-нибудь огни, кроме огней Титаника?
Эндрюс: - Ну, сэр, мы видели огни, над Титаником, которые были сзади Титаника.
Сенатор: - Были на Титанике или позади Титаника?
Эндрюс: - Нет, сэр. Рулевой лодки, старшина, думал, что это был другой корабль, который шел на помощь, но через некоторое время те огни исчезли.
Сенатор: - В какое время вы заметили эти огни позади Титаника, которые вам показались другим кораблем, шедшим на помощь? В какое время вы покинули Титаник, как вам кажется?
Эндрюс: - Около часа спустя, как мы покинули Титаник, мы покинули Титаник около половины двенадцатого (23:30).
Сенатор: - В какое время, по-вашему, произошла трагедия?
Эндрюс: - Ну, сэр, по-моему в 22:20. Я был в кровати и в нашей каюте не было часов. Далее... Мы передали одного мужчину, из экипажа, не из пассажиров, из нашей лодки в другую лодку. Чтобы помогал грести, у них было недостаточно подходящих гребцов.
Сенатор: - Вашу лодку спускали вдоль отсека третьего класса, так? Когда спускали лодку, пытались ли пассажиры третьего класса забраться в лодку?
Эндрюс: - Нет, сэр. Мне сказал офицер, чтобы я никого не пускал в лодку, после того, как мы забрали последнего человека с палубы.
Сенатор: - Были ли попытки кого-либо ещё забраться в лодку?
Эндрюс: - Нет, сэр. Все было тихо и спокойно.
Сенатор: - Была ли паника, когда собирали людей в лодку?
Эндрюс: - Нет, сэр. Ничего и близко похожего. Далее... На нашем пути к Карпатии мы видели несколько наших лодок, когда мы прибыли, то мы увидели одну или две из них в дрейфе. Я не знаю почему, я думаю, они были повреждены.
Сенатор: - Как далеко вы были от Титаника в момент затопления? Вы слышали крики? Видели сам момент затопления? Слышали ли звуки, похожие на взрывы? Как считаете, Титаник действительно разломился на две части?
Эндрюс: - Мы были примерно в полумили от Титаника. Когда я видел Титаник, он был на половину затоплен. Я слышал крики. Из прочих звуков я слышал приглушенный звук, не сильный. Я думаю, это был звук одного из котлов. Разломился ли Титаник я не знаю, когда мы отплывали, всё постепенно казалось исчезало в темном тумане. Все огни погасли и потом всё стало черным.
Сенатор: - Огни на Титанике погасли все сразу или по очереди?
Эндрюс: - Все сразу.
Допрос окончен.