Найти тему

БРАЧНО-СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Оглавление

Вопросы состояния института семьи и брака в СССР в годы Великой Отечественной войны в историческом контексте почти не имеют данных, часть статистических сведений являлась засекреченной.

Ситуация с брачностью в предвоенный период была достаточно сложной.

Происходило снижение числа браков, так как подрастала молодежь

1917–1922 гг. рождения были относительно малочисленны. Советские демографы ожидали, что с 1941 г. ситуация стабилизируется и начнется выход из демографического провала и динамика первых месяцев 1941 г.это подтверждала. Понятно, что война внесла свои коррективы. И только

с 1943–1944 гг. число браков стало постепенно каким-то образом увеличиваться, хотя до решительного перелома в войне было еще далеко. Резкий рост числа браков произошел только в 1945 г., когда общий коэффициент брачности стал сопоставим с показателями мирного времени.

Негативная ситуация с брачностью населения в начальный период войны

была обусловлена нарушением половозрастной структуры населения в связи с мобилизацией значительных контингентов мужчин в действующую армию, массовыми перемещениями населения в связи с эвакуацией и общим ухудшением экономической ситуации. Еще одним фактором, оказавшим негативное влияние на состояние брачности, было то, что по действующему в тот период законодательству о браке, семье и опеке 1926 г. регистрация брака не являлась обязательной и фактические (незарегистрированные) браки имели равную с зарегистрированными браками юридическую силу в отношении имущества и прав на детей. Тем самым семейные пары, состоящие в фактических браках, не имели стимулов для регистрации своих отношений.

Негативное влияние данной законодательной нормы было отмечено руководителями СССР, и в 1944 г. законодательство о семье и браке претерпело существенное изменение. Впервые, государство обозначило основные направления своей демографической политики и определило меры к скорейшему преодолению демографического кризиса через материальную и моральную поддержку семьи.

8 июля 1944 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства об установлении высшей степени отличия – звания “Мать-героиня” и учреждении ордена “Материнская слава” и медали “Медаль материнства”». Указ решительно встал на защиту официального брака, провозглашалось, что только зарегистрированный брак порождает права и обязанности супругов по закону.

Впервые за годы советской власти в законодательстве было предъявлено требование ко всем гражданам, состоящим в незарегистрированных брачных отношениях, оформить свои отношения путем регистрации брака с указанием срока фактической совместной жизни. Незарегистрированный брак терял многие права по сравнению с зарегистрированным браком. Так, отменялось право обращения матери в суд с иском об установлении отцовства и о взыскании алиментов на содержание ребенка, родившегося от лица, с которым она не состояла в зарегистрированном браке.

Было установлено, что наследовать после умершего супруга может лишь лицо, состоявшее с ним в зарегистрированном браке. Кроме того, для предотвращения неразберихи в фактических брачных отношениях, а более всего – фактического многоженства, с этого момента в паспорте вводилась особая графа «семейное положение», где указывались фамилия, имя и отчество супруга, его год рождения, время и место регистрации брака.

Позднее, в целях поддержки семей погибших фронтовиков, появился Указ

Президиума Верховного Совета СССР от 10 ноября 1944 г. «О порядке признания фактических брачных правоотношений в случае смерти или пропажи без вести на фронте одного из супругов». Этим Указом было установлено, что в тех случаях, когда фактические брачные отношения, существовавшие до издания Указа от 8 июля 1944 г., не могут быть зарегистрированы вследствие смерти или вследствие пропажи на фронте одного из лиц, состоявших в таких отношениях, то другой стороне предоставляется право обратиться в народный суд с заявлением о признании ее супругом умершего или пропавшего без вести лица.

Значительный рост брачности городского населения в 1944 и 1945 гг. объясняется во многом изменениями в законодательстве о браке и семье. Эту тенденцию ярко иллюстрируют сведения о количестве зарегистрированных браков по населению СССР, где в 1944 г. было зафиксировано 582 тысячи браков, а в 1945 г. – 1046 тысяч браков, то есть в 1.8 раза больше.

Ликвидация института фактического брака одновременно породила и некоторые болезненные проблемы во взаимоотношениях родителей, не состоящих в зарегистрированном браке, с их детьми. 14 марта 1945 г. Президиумом Верховного Совета СССР был принят Указ «О порядке применения Указа Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. в отношении детей, родители которых не состоят между собой в зарегистрированном браке». Согласно этому Указу, дети, родившиеся до издания Указа от 8 июля 1944 г. от родителей, состоящих в фактическом браке, в случае смерти отца (записанного в книгах записей актов гражданского состояния) имели право наследования и право на обеспечение пенсией и пособиями наравне с детьми, родившимися в зарегистрированном браке. Если родители зарегистрировали свой брак, то ребенок приравнивался во всех отношениях к детям, родившимся в зарегистрированном браке. Ему присваивались отчество по имени отца и, с обоюдного согласия родителей, фамилия отца.

Об устойчивости института брака в годы войны можно судить по данным о разводах. Общий коэффициент разводимости в 1940 г. стоял на достаточно высоком уровне: 1.1 развода на 1000 человек населения. Советское правительство было озабочено столь высоким уровнем разводимости и уже в предвоенный период пыталось усложнить процедуру развода. В частности, было издано Постановление ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 г. «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах». В соответствии с указанным Постановлением процедура расторжения брака была несколько усложнена: для регистрации развода в органах ЗАГС стали необходимыми личное присутствие обоих разводящихся супругов и уплата пошлины.

С началом Великой Отечественной войны общий коэффициент разводимости городского населения резко уменьшился и в последующем сохранялся при-мерно на одном уровне практически до конца войны. Некоторое увеличение общего коэффициента разводимости, причем по всем группам населения, наблюдалось только в 1943 г., когда он достиг 0.7 развода на 1000 человек населения.

Так, по населению СССР на неоккупированных территориях в 1942 г. было зафиксировано 74 тысячи разводов, а в 1943 г. – уже 83 тысячи разводов. Видимо,в 1943 г. были реализованы отложенные из-за начала войны разводы, особенно в тех случаях, когда семья уже фактически распалась. На рост общего коэффициента разводимости в 1943 г. в какой-то мере оказала влияние и регистрация разводов на освобожденных от оккупации территориях СССР.

В 1944 г. общий коэффициент разводимости вновь снизился, и в этом следует видеть действие Указа от 8 июля 1944 г., который значительно усложнил и сделал более дорогостоящей процедуру развода. По Указу от 8 июля 1944 г. Вводилась публичная процедура развода через суд. При этом, для возбуждения судебного производства о расторжении брака устанавливались обязательные правила: подача заявления с указанием мотива развода; вызов супруга в суд с целью ознакомления его с заявлением о разводе, поданным другим супругом; предварительное выяснение мотивов развода, установление свидетелей, подлежащих вызову на судебное разбирательство; публикация в местной газете объявления о возбуждении судебного производства о разводе. После публикации в местной газете объявления о возбуждении дела (за счет истца) в суд вызывался ответчик. Если народному суду не удавалось примирить супругов, то дело могло быть рассмотрено по заявлению супруга в суде вышестоящей инстанции, который уже и выносил окончательное решение. Разводящиеся несли и немалые финансовые издержки: при подаче заявления о разводе взыскивалось 100 рублей, кроме того, за выдачу свидетельства о разводе взыскивалась пошлина от 500 до 2000 руб. Указанные меры должны были способствовать стабилизации и укреплению брака и семьи.

В то же время в 1944 г. действие Указа еще не было вполне ощутимо в плане снижения числа разводов, видимо, потому, что в новых условиях шла регистрация разводов в семьях, распавшихся в предыдущие годы, но не зарегистрировавших свой фактический развод в официальном порядке. С 1945 г. Число разводов резко снизилось и упало в несколько раз по сравнению с предыдущим годом

Определенную роль в сокращении в несколько раз числа разводов, несомненно, сыграл настрой населения, вызванный победой в Великой Отечественной войне и стремлением сохранить семью как элемент возвращения к мирной жизни, но, главное – это все же влияние мер, предусмотренных Указом от 8 июля 1944 г.

В 1944 г. из-за усложнения процедуры развода число разводов уменьшилось, а в 1945 г. упало до беспрецедентно низкого уровня.

Указом от 8 июля 1944 г. было порождено и такое явление, как «безотцовщина». Указом устанавливалось, что при регистрации в органах ЗАГСа рождения ребенка от матери, не состоящей в зарегистрированном браке, ребенок записывается по фамилии матери с присвоением ему отчества по указанию матери, а в графе «отец» ставится прочерк. Это была важная корректива семейного законодательства в условиях увеличения числа внебрачных рождений. Например, в 1944 г. в г. Казани у 14.2% родившихся детей в актах рождений отсутствовали данные об отце. В целом, по СССР процент внебрачных рождений был выше: так, в 1945 г. 18.9% всех новорожденных в графе «отец» имели прочерк.

Указ 8 июля 1944 г. расширил сферу применения Указа Президиума Вер-

ховного Совета СССР от 21 ноября 1941 года «О налоге на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР составлял: с рабочих и служащих при ежемесячном заработке до 150 рублей – 5 рублей, при заработке свыше 150 рублей –5% от ежемесячного заработка, с колхозников – 100 рублей в год. По Указу от 8 июля 1944 г. данный налог распространялся не только на одиноких и бездетных граждан, но и на граждан, имеющих одного и двух детей. Увеличивался и размер налога. Для рабочих и служащих, не имеющих детей, он устанавливался в размере 6% от месячного заработка, при наличии одного ребенка – 1%, при наличии 2 детей – 0.5%. Для колхозников размер налога составлял 150 рублей в год при отсутствии детей, 50 рублей – при наличии одного ребенка и 25 рублей – при наличии двух детей. От налога освобождались только военнослужащие и их жены и некоторые другие социально незащищенные слои населения, например инвалиды, учащиеся средних и высших учебных заведений в возрасте до 25 лет и др.

Фискальные меры способствовали росту рождаемости в стране, но основное воздействие оказало все-таки не усиление давления на холостяков, а расширение системы государственной поддержки многодетных и одиноких матерей.

Уже упомянутый Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г.предусматривал введение государственной помощи многодетным и одиноким матерям. Согласно Указу, матери, имеющие двух детей, при рождении третьего ребенка получали единовременно 400 рублей, четвертого – единовременно –1300 рублей и ежемесячно – 80 рублей, пятого – соответственно 1700 рублей и 120 рублей, шестого – 2000 рублей и 140 рублей, седьмого – 2500 рублей и 200 рублей, восьмого – 2500 рублей и 200 рублей, девятого – 3500 рублей и 250 рублей, десятого – 2500 рублей и 250 рублей, каждого следующего ребенка – 5000 рублей и 300 рублей. Причем ежемесячные пособия многодетным матерям выплачивались начиная со второго года рождения ребенка и до достижения ими пятилетнего возраста. Предусматривалось государственное пособие и одиноким матерям, не состоящим в браке, на содержание и воспитание детей, родившихся после издания Указа, до достижения ими двенадцатилетнего возраста: на первого ребенка – 100 рублей в месяц, двух детей – 150 рублей, трех и более –200 рублей. При этом при вступлении одинокой матери в брак право на получение пособия сохранялось.

Указ от 8 июля 1944 г. предусматривал и значительные льготы для беременных женщин и семей с малолетними детьми. Очередной отпуск должен быть приурочен к родам. Отпуска стали более продолжительными (с 63 до 77 календарных дней – 35 до родов и 42 после родов). Отпуск после родов мог быть продлен до 56 календарных дней в случае сложных родов или рождения двойни. Начиная с четырех месяцев беременности женщин не могли привлекать на сверхурочные работы как на предприятиях, так и в учреждениях. Женщины, имеющие грудных детей, в период кормления ребенка не привлекались к работам в ночное время. Вдвое увеличивались нормы дополнительного продовольственного пайка беременным женщинам с шестого месяца беременности, а также кормящим матерям в течение четырех месяцев кормления. Кроме того, родители, имеющие троих детей при заработке до 400 рублей в месяц, четырех детей при заработке до 600 рублей в месяц, а также пятерых и более детей не зависимо от заработка, освобождались на 50% от платы за помещение детей в ясли и детские сады. Предусматривалось создание яслей, детских садов, комнат матери и ребенка на предприятиях и учреждениях с массовым применением женского труда.

Указанные меры оказали непосредственное влияние на увеличение рождаемости в стране в 1944–1945 гг. Так, на 1000 человек населения на территориях РСФСР, не подвергавшихся оккупации, рождаемость составляла в 1943 г. – 9.9 рождения, в 1944 г. – 10.5 рождения, в 1945 г. – 10.8 рождения.

-2

Война привела к значительному нарушению диспропорции полов, преобладанию доли женщин в населении страны, увеличению числа вдов с детьми, неполных семей, также одиноких людей.

В период войны резко снизилась брачная активность населения. Устойчивость института семьи и брака снизилась. В целях укрепления этого важнейшего социального института правительство пошло на ряд законодательных мер, которые, в частности, аннулировали ценность фактического брака, серьезно затруднили процедуру развода и предусматривали существенную материальную помощь многодетным и одиноким матерям. Все эти меры оказали положительное влияние на укрепление брачно-семейных отношений. Как следствие, в 1945 г.число зарегистрированных браков превысило довоенный уровень, до беспрецедентно низкого уровня сократилось число разводов, одновременно выросла рождаемость.

Научная статья: Телишев В. Ф., Сакаев В. Т. УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА,Том 150, кн. 1 Гуманитарные науки 2008

Поставьте лайк, если статья была интересна и полезна.

Не забудьте подписаться на мой канал по семейной психологии.