Найти тему
Господь Иисус

Кто крадёт у Бога? (Псалом 118)

Оглавление

Это конспект проповеди, которую можно посмотреть на YouTube. К сожалению, временами звук пропадает, но не очень часто (сама проповедь примерно с 30-й минуты):

На улице зима, и часто транспорт в городе и за его пределами попадает в заторы, особенно когда идёт снег, но и летом есть такие места, где трудно проехать на обычной машине. Для таких обстоятельств и мест нужны полноприводные автомобили, у которых энергия двигателя передаётся на все 4 колеса. И помогает этому межосевой дифференциал, который распределяет нагрузку в зависимости от сцепления с дорогой.

Порой люди сталкиваются с непреодолимыми препятствиями в своих жизнях, потому что не готовились к тому, что их может ожидать, были ленивы или беспечны. Они словно пытаются проехать на обычной машине по заснеженному полю и неизбежно застревают. Но есть и такие, кто был готов и, несмотря на тяжелейшие испытания, оставались верны и продолжали своё служение, преодолевая препятствия на полной скорости. 

Таким человеком был преподобный Максим Грек, который получил блестящее образование, а потом оказался на Афоне, где планировал изучать древние рукописи. Но Бог послал непростое испытание - он был отправлен в Россию переводить на славянский толкования на Псалтирь и книгу Деяний. Проблема была в том, что он плохо знал славянский язык, но усердно старался исполнить порученное. Потом он подвергся гонениям за то, что отказался переводить книги, содержащие труды еретика Ария. А потом подобно Иоанну Крестителю был заключён под стражу, потому что обличал князя, который хотел оставить свою жену. Наконец его отправили в Тверь, запретив в служении, но он продолжал делать переводы и заниматься духовным просвещением, писал книги и письма. В конце жизни с него сняли запрещение, и он вскоре почил и был погребён в Троице-Сергиевой Лавре.

-2

Помолимся

Господи, Боже, открой очи наши сердечные, чтобы мы слушали Слово Твоё и исполняли его, а наши жизни приносили славу Тебе. Помоги нам подобно многим святым людям служить тебе до конца, несмотря на сложности и испытания. Помоги и мне возвещать Слово Твоё верно и понятно, дабы оно принесло обильный плод, пребывающий в вечности. Через Иисуса Христа, Господа нашего, живущего и царствующего во веки веков. Аминь!

С 1991 года на компьютерах (а теперь и на мобильных платформах) существует культовая игра Civilization, создатель которой, Сид Мейер, является самым известным и уважаемым геймдизайнером западного мира. Ему принадлежит знаменитая фраза:

“Игра - это серия интересных решений игрока”.

Это означает, что в хорошей игре не должно быть очевидной единственно верной выигрышной стратегии, при этом последствия каждого действия должны быть понятны и мотивировать играть дальше до победы. Человеческая жизнь - тоже игра - карточная игра в “Пиковой даме” или игра актёров у Шекспира. И чтобы достичь успеха в этой игре перед Богом, мы должны постоянно принимать правильные решения. 

Сегодня для этого мы рассмотрим Псалом 118 (не весь), - этот огромный акростих из 22 частей по 8 стихов (всего 176 стихов), начинающихся с букв еврейского алфавита - от АЛЕФ до ТАВ. Его можно изучать как отдельное законченное произведение, но сейчас время ограничено, и мы рассмотрим лишь одну важную особенность этого текста о многоразличном богатстве Божьего Слова.

В этом псалме есть 4 стиха, которые состоят из 4-х слов, и в этих стихах содержится 4 аспекта познания мудрости Божьей.

Такой полный привод для путешествия по дорогам Духа. В этих 4 стихах содержатся все буквы еврейского алфавита кроме трёх, составляющих слово ганаб (גּנב)- “воровство” - нарушение 8-й заповеди.

-3

Отказывающийся познавать Божью мудрость обкрадывает Бога. Вот четыре ценности, которые такой человек крадёт у Бога, не получает сам и не может дать другим.

Познание Божьей воли (стих 15*) - БЕТ

О заповедях Твоих размышляю, и взираю на пути Твои.
повелениях Твоих размышляю и всматриваюсь в пути Твои)*.
בְּפִקֻּדֶ֥יךָ אָשִׂ֑יחָה וְ֝אַבִּ֗יטָה אֹרְחֹתֶֽיךָ׃ 

*здесь и далее стихи 118-го Псалма в скобках приведены в переводе Давида Йосифсона, 1975, Иерусалим, издательство “Моссад Рав Кук”. Остальные тексты приведены по русскому синодальному переводу.

Этот текст очень сбалансирован, он рассказывает о двух аспектах воли Божьей, двух неразделимых частей при изучении Писания - теория и практика, экзегетика и герменевтика, написанное словами и познаваемое через наблюдение за окружающим миром, законы и практическая их реализация.
Слово
“повеления”, - это ПИККУД - оно встречается только в книге Псалмов, причём из 24-х случаев его употребления 21 раз в 118-м Псалме. Из 3-х других случаев употребления оно также есть в Псалме 18, который содержит слова из всех текстов, которые мы рассмотрим сегодня. Такой лайфхак- если хотите узнать краткое содержание 118-го псалма, прочтите 18-й. Но в данном тексте очень важно уловить  оттенок смысла этого слова, связанный с его корнем, который переводится как “посещение”, “призвание к службе”.
Господь
“посетил” и “призвал” Сарру (Быт.21:1), когда она зачала первенца Исаака, на службу поставляется Иосиф (Быт.39:4) и ещё множество раз Бог посещал Своих будущих служителей и давал им поручения, которые полностью меняли их жизнь, да и сами праведники давали поручения (см.Исх.3:16, Чис.1-3, 1Цар.2:21, 17:18 и др.стихи с номером Стронга Н6485).


Вспомните о том, как Бог посещал вас, вспомните те времена, когда ваши сердца горели, вы готовы были исполнить всё, что угодно, чтобы послужить Ему. Размышляйте об этом, думайте о чудесах, сотворённых Господом в вашей жизни, будьте уверены в своём призвании, когда вас безвинно обвиняют и стараются сбить с правильного пути.

-4

Однажды Бог посетил Авраама (Быт.15:5 - он всматривался в небо) и сказал ему поглядеть на звёздное небо и поверить, что через него, бездетного странника, будет создан величайший народ, который Бог потом выведет из далёкой страны, используя всё Своё могущество. И Авраам поверил, и это вменилось ему в праведность. Потом Бог поручил Моисею сделать медного змея, чтобы люди смотрели на него и были исцелены от смертельного яда. И теперь Бог призывает всматриваться в Иисуса распятого, который Своей жертвой нейтрализовал яд сатаны и победил смерть.
Иначе вы будете подобны
“неверным братьям” Иова (Иов 6:15-20), которые сбиваются с пути, блуждают в пустыне и пропадают, сгорая от стыда своих нечестивых поступков.

Познавайте волю Божью, размышляя о Его Слове и наблюдая за его исполнением в вашей жизни!

Радость послушания Богу (ст.47)

буду утешаться заповедями Твоими, которые возлюбил…
утешаться буду заповедями Твоими, которые люблю я).
וְאֶשְׁתַּֽעֲשַׁ֥ע בְּמִצְוֹתֶ֗יךָ אֲשֶׁ֣ר אָהָֽבְתִּי׃ 

Люди не очень любят правила, законы и запреты, лишь в детстве ребёнок подходит к родителям, чтобы узнать “что такое хорошо и что такое плохо”, да и то пожалуй в воображении Маяковского. А потом ещё с радостью решает “буду делать хорошо и не буду плохо”.

Мы не любим себя ограничивать, считаем, что наша свобода и наша воля важнее написанных на камне законов и запретов. В прочитанном нами тексте употребляется слово мицвА - слово от глагола “приказывать”, и именно нарушение приказа, которое описано во 2-й главе книги Бытие привело к тому, что мы сейчас не в райских кущах обитаем, а в маленьком помещении “вниз по ступенькам”, хотя и довольно уютном и гостеприимном.

Киприан Антиохийский и мученица Иустина
Киприан Антиохийский и мученица Иустина

Киприан Антиохийский, епископ, мученически принявший смерть во времена императора Диоклетиана в начале 4 века так писал об этом качестве человека:

Нужно помнить, что мы обязаны исполнять волю не свою, но Божию, - о чем Господь и повелел нам молиться ежедневно. Сколь же безрассудно и нечестиво поступаем мы, когда, прося Бога, да будет воля Его, мы, в то время, как Он зовёт и требует к Себе, не повинуемся тотчас требованию Его воли! Мы упорствуем, сопротивляемся, и приводимся пред лицо Господа подобно своенравным рабам, с сетованием и досадою оставляем этот мир по закону необходимости, а не добровольно, и при этом хотим ещё получить небесные награды от Того, к Кому приходим по принуждению! Зачем же нам просить и молить, да приидет царство Небесное, когда нам приятен земной плен? Зачем, в часто повторяемых молитвах, мы просим о скором наступлении дня царства, когда сильнее и пламеннее желаем работать здесь, на земле, диаволу, нежели царствовать на небе со Христом?


Конечно, если заповеди Божьи не утешают вас, то вам будет трудно их исполнить. Слово
“утешение” (ивр.ШАА) среди своих значений имеет в том числе и “осепление”, и это может быть такое ослепление, о котором пишет пророк Исаия в 6-й главе (Ис.6:10 ...и очи свои сомкнули...), а потом упоминает Иисус Христос, упрекая народ в безверии и нежелании увидеть в Нём Мессию. В 29-й главе Исаия пишет (Ис.29:9), что слепцы ослепляют и других, это словно заразная болезнь. Однако, говоря о временах спасения (11-я глава) он упоминает ребёнка, который, словно слепой (Ис.11:8) играет рядом с гнездом аспида и протягивает к нему руку. В 118-м Псалме Давид говорит об утешении от уставов, заповедей и закона Божьего, это добровольная слепота, чтобы не видеть ничего кроме того, что угодно Богу, это рождает в сердце огромную любовь за Его мудрость и милость к нам.

-6

Видите ли вы любовь и мудрость Божью, которая ограничивает вас от греха и погибели, радуетесь ли, исполняя то, что Он нам велит?

И немного о том, что порой ослепляет нас…

47-й стих 118-го псалма относится к разделу, начинающемуся с 6-й буквы еврейского алфавита - ВАВ. Данная буква имеет латинскую транслитерацию в виде W. А теперь вспомните о том, что в книге Откровение приводится как число зверя - 666 - или WWW в латинской транслитерации еврейской буквы ВАВ.

Интернет, полный самой различной информации порой ослепляет нас, делает высокомерным, раздражает, искушает сплетничать и злословить. Но у буквы ВАВ есть ещё одно значение, связанное с её внешним видом - она похожа на гвоздь. Именно гвозди связали то, что разорвало нарушение приказания Божьего - гвозди, пробившие руки и ноги Иисуса Христа. Наши преступления сделали это, наше своеволие привело к убийству Святого и Праведного за грешных и нечестивых.

Найдите радость в заповедях Божьих и полюбите исполнять их, не отводя взора от Христа и ослепнув для всего остального!

Любовь к закону Божьему (ст.113)

Вымыслы человеческие ненавижу, а закон Твой люблю.
(Злонамеренных ненавижу я, а Тору Твою люблю).
סֵעֲפִ֥ים שָׂנֵ֑אתִי וְֽתוֹרָתְךָ֥ אָהָֽבְתִּי׃ 


Первая часть данного текста смущает - о чём же здесь написано, и как может сочетаться любовь к Закону Божьему, где две важнейшие заповеди - любовь к Богу и любовь к ближнему - и ненависть?

-7

Примерно такое же недоумение вызывает текст из 14-го Псалма, где говорится о презрении к “отверженному” (Пс.14:4). Но здесь мы видим классическое противопоставление - первая часть буквально означает “ненавижу человека с двоящимися мыслями”, а вторая говорит о любви к Закону, который един и непротиворечив.
“Раб Господа” Иаков пишет о том, что человек с “двоящимися” мыслями нетвёрд во всех путях своих, а сомневающийся не получит ничего в ответ на свои молитвы (Иак.1:6-7). У вас могут быть сомнения в себе, своих силах, возможностях или перспективах, но вы должны быть абсолютно и непоколебимо уверены в Слове Божьем, в Его обетованиях, в Иисусе Христе. Бог не меняется и не запутывает нас загадками, Его Слово абсолютно познаваемо каждым человеком, который желает Его познать и полюбить.
Есть множество примеров людей, которые были крепки в вере, поражали других своими достижениями и праведной жизнью, но потом они начали сомневаться в том, нужно ли читать Библию каждый день, нужно ли молиться, нужно ли размышлять о Его заповедях
“день и ночь”. Надо ли говорить, что раньше или позже такие люди уходят из Церкви, а то и вовсе отрекаются от Иисуса Христа, считая Библию интересным историческим документом, полным сказок и фантазий религиозных людей.

Может быть, и вы сомневаетесь в своей способности понять Писание? Может быть, вы думаете, что достаточно раз в неделю послушать, что скажет епископ или проповедник?

Давид, говоря о любви к Закону Божьему, упоминает, что размышляет о нём весь день, это помогает отвергаться зла, противиться обману и обрести мир и уверенность. А вы хотите то же самое?

Тогда отбросьте сомнения и полюбите Слово Божье, вникайте, думайте, рассказывайте о нём на постоянной основе!

Уверенность в Божьей помощи (ст.146)

Призываю Тебя: спаси меня, и буду хранить откровения Твои.(Призвал я Тебя - помоги мне, и хранить буду заповеди Твои).
קְרָאתִ֥יךָ הוֹשִׁיעֵ֑נִי וְ֝אֶשְׁמְרָ֗ה עֵדֹתֶֽיךָ׃ 

Последний по списку, но не по значению текст фокусирует на том, о чём обязательно нужно помнить каждому проповеднику, а также каждому, кто размышляет о Слове Божьем.

Как вы думаете, без чего невозможно обойтись, готовясь к проповеди, поучению или личному изучению Библии?

-8

Может быть, без интернета, без толкований Отцов Церкви, без словаря древнегреческого и древнего иврита, без компьютера, на котором нужно набирать текст, без Библии в нескольких переводах, без структурной диаграммы текста, без историко-грамматического подхода, без достаточного количества времени?
Конечно, это всё важно, и настоящий служитель Слова, должен так или иначе использовать многие или даже все эти инструменты, но самый
главный компонент в изучении Писания - это исполненность Святым Духом.

Никакое время и никакие знания не должны заменять молитву и послушание Господу. В 6-й главе книги Второзаконие (6:17-19) Моисей передаёт Божьи повеления о том, что израильтянам нужно твёрдо хранить “заповеди, уставы и постановления”, а также делать “справедливое и доброе перед очами Господа”, чтобы попасть в землю обетованную, а потом передавать это будущим поколениям.
Когда же Моисей должен был умереть, он призывает своего верного помощника:

“И Иисус, сын Навин, исполнился духа премудрости, потому что Моисей возложил на него руки свои, и повиновались ему сыны Израилевы и делали так, как повелел Господь Моисею” (Второзаконие 34:9)

Кроме личных отношений с Богом важно быть в Церкви, которая есть “столп и основание истины”, важно получить связь с предыдущими поколениями, облаком свидетелей, Церковью торжествующей через  Христа посредством Таинств, через рукоположение с возложением рук священства.
Давид взывает к Богу о помощи, чтобы сохранить Его откровения, он понимает, что только Господь может ему помочь в этом.

Просите, взывайте, исповедуйтесь в своих грехах, чтобы сохранить веру и быть преданным Ему до конца!

Итак, для того, чтобы не обкрадывать Бога, себя самого и окружающих мы должны познавать волю Божью, обретать радость послушания Ему, любить Его закон и быть уверенным в Его помощи.

Помолимся об этом:

Господи, ты даровал нам свет познания Тебя через воплощённое Слово, Иисуса Христа, Господа нашего. Помоги нам твёрдо хранить все твои заповеди и постановления, размышляя о них день и ночь, помоги радоваться, исполняя то, что Ты повелел, любить ближних наших. Исполни нас силой Духа Святого, исцели наши немощи, прости наши грехи, чтобы Тебе была слава ныне, и присно, и во веки веков!Во имя Сына Твоего Возлюбленного Иисуса Христа, Спасителя!

Аминь!

Автор: Марат Загидуллин (Facebook. @MaratZa в Telegram)

Если статья была Вам полезной, поставьте лайк, поделитесь ей с другими, подписывайтесь на канал, поддержите проект.

Популярные статьи: "Гнев Иисуса Христа" (ссылка), "Отче наш" и "Боже мой" (ссылка); "Исполнение пророчеств" (ссылка); "Что делать, когда тебе тяжело?" (ссылка); "Ночи в вечности не будет" (ссылка); "Не введи нас в искушение..." (ссылка); "Удивительный псалом 117" (ссылка).

Реквизиты: (Сбербанк: 4276 8802 2917 1321; PayPal (kazanez@gmail.com: ссылка для перевода).

Заходите на сайт проекта (jcml.ru), в Telegram, на Youtube. Пишите: godword@fex.net. Поддержать (зачем?) можно по реквизитам ниже, через форму, на нашем сайте или здесь.