Найти тему
Владимир Зима

Жалость опасна и убыточна

Это, разумеется, не означает, что человек должен превращаться в бездушный автомат для зарабатывания денег. Однако и садиться себе на шею позволять нельзя. Особенно руководителю, от решений которого зависит судьба всех остальных сотрудников и предприятия в целом. Тем более, что обычно "давят на жалость" при попытке манипуляции, особенно в ней не нуждаясь.

«Мягкость» - проблема, порожденная нашей культурой сопереживания.

Я сам испытал один из самых серьезных стрессов в своей жизни, когда мне в первый раз пришлось уволить сотрудника. Сначала я ждал исправления ситуации и надеялся на то, что крайние меры не понадобятся, а когда принял решение, все равно долго не мог подобрать слова. С тех пор прошло много лет, но до сих пор я не научился делать это безэмоционально. В общем-то, изучать менеджмент и управление людьми я начал для того, чтобы свести необходимость крайних мер к минимуму.

Когда ко мне приходят на обучение менеджеры линейного и среднего звена, то на вопрос о том, чему они хотели бы научиться, в трети случаев они отвечают "быть более жестким". Что это значит? Как правило, оказывается, что менеджеры не могут высказать свои претензии сотрудникам, а следовательно и исправить их промахи и ошибки. А уж наказать сотрудника, сняв с него премию или уволив - это вообще сверх их сил. Причем, общаясь с западными менеджерами, я этой проблемы почти не встречал.

Иногда встречаются ситуации, когда руководитель создает вместо подразделения "семью" или "дружную компанию", надеясь, что тогда сможет решать все проблемы "по душам". Чаще всего - это заблуждение. Для того, чтобы решать проблемы в таком коллективе, руководитель должен обладать непререкаемым авторитетом. Иначе в коллективе, вместо дружной семьи, начинаются семейные послабления и скандалы. Если вы уже создали такую ситуацию в своем подразделении, я бы порекомендовал начинать дистанцироваться от сотрудников и готовиться к тому, что часть из них покинет коллектив.

И иногда причина "мягкости" в том, что сотрудники просто шантажируют руководителя. "А вдруг я ему все скажу, а он заявление напишет?" - недавно я услышал эти слова от руководителя, которого нельзя назвать новичком. Причем, работающего в крупной компании, попасть в которую мечтают многие.

Эта ситуация возникает как из-за того, что руководителю самому не хочется выполнять лишнюю работу, вводя в дела нового сотрудника, в случае если "шантажист" все-таки уйдет, так и потому, что наш рынок труда разрекламирован сверх меры. У сотрудников не возникает вопроса " смогу ли я найти работу?". Хотя, на самом деле все далеко не так радужно, как описано на сайтах кадровых агентств. Кстати, на Западе "шантаж" может себе позволить только абсолютно уникальный специалист. Найти хорошую работу там считается большим счастьем.

Чтобы снизить количество таких ситуаций, помните о том, что как только вы поддались на шантаж, вы перестали контролировать ситуацию и подчиненный этим воспользуется, чтобы и дальше манипулировать. Значит, нужно вовремя поставить точки над "и", а также подобрать правильные мотивационные инструменты