Найти в Дзене
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Грозовые облака юридического шторма собрались над Диего-Гарсией

Недавние стычки между Индией и Пакистаном в Кашмире приблизили две державы к ядерному конфликту ближе, чем когда-либо. Исламское государство Ирака и Сирии (ИГИЛ, запрещенное в России) теряет свои последние участки территории в Сирии, что, вероятно, означает, что его оставшиеся бойцы будут распространяться по всему Ближнему Востоку и за его пределами. Китайско-индийское соперничество на Мальдивах и в других южноазиатских государствах накаляется по мере того, как Китай проецирует свою военную силу в регионе Индийского океана. Мир, как всегда, неуловим в раздираемом войной Афганистане. Все эти региональные горячие точки имеют одну общую точку для Соединенных Штатов: Диего-Гарсия. США координируют большую часть своих военных операций на Ближнем Востоке и в Афганистане с субэкваториального атолла. Они также используют Диего-Гарсия для мониторинга стратегически важных морских путей между Азией, Африкой и Европой. 
Но этот отдаленный и стратегический форпост может столкнуться с непредвиденной угрозой, если недавнее консультативное заключение Международного суда (МС) в конечном итоге может привести к юридически обязывающему решению. В конце февраля Международный суд заявил, что высылка Великобританией людей с островов архипелага Чагос, включая Диего-Гарсию, противоречит международному праву и рекомендовал Великобритании «как можно скорее прекратить управление архипелагом». Архипелаг Чагос, теперь известный как Британская территория в Индийском океане (BIOT), является последним владением Великобритании к востоку от Суэца. Он был отделен от британской колонии Маврикий в 1965 году, за три года до того, как островное государство стало независимым. В период с 1967 по 1973 год все население BIOTа, насчитывающее от 1500 до 2000 человек, в основном креолоязычное сочетание индейцев и африканцев, которые выжили, выращивая кокосы и собирая гуано, было депортировано на Маврикий или Сейшельские острова, расположенные более чем в 1000 милях.

Американские военнослужащие прибыли на главный атолл Диего-Гарсия в марте 1971 года, привезя с собой землеройное оборудование, строительные материалы и рабочих, многие из которых были филиппинцами с тем, чтобы построить военную базу, которая в настоящее время является одной из самых важных для Соединенных Штатов во всем мире. В 1966 году Соединенное Королевство и США подписали соглашение, известное как «Наличие некоторых островов в Индийском океане для целей обороны» (Availability of Certain Indian Ocean Islands for Defense Purposes), в котором не уточнялся характер деятельности, которая будет проводиться на островах. По словам американского ученого Дэвида Вайна, соглашение было подписано «под покровом темноты» без надзора конгресса  США и парламента Великобритании. Однако вскоре стало ясно, о чем идет речь в соглашении. Диего-Гарсия окружена лагуной длиной 24 километра, шириной 6,4 километра и глубиной почти десять метров. С помощью дноуглубительных работ на острове была построена глубоководная гавань. Рядом с атоллом были построены современные дома, соединенные мощеными дорогами, а также взлетно-посадочная полоса, достаточная для посадки огромных военных самолетов. Диего-Гарсия стал напоминать другие иностранные военные базы США, хотя и без потенциально беспокойного местного населения поблизости.

Выбор Диего-Гарсии соответствовал политике США, известной в то время как «Концепция стратегических островов» (Strategic Islands Concept), целью которой было создание военных баз вдали от густонаселенных материковых районов, где они могли бы подвергнуться атакам антизападной местной оппозиции. Позже выяснилось, что Великобритания согласилась в 1966 году отдать Диего-Гарсию в аренду США на 50 лет. Это соглашение истекло в 2016 году, но Великобритания решила предоставить США еще 20-летнюю аренду Диего-Гарсии, включая возможность размещения от 3000 до 5000 солдат и мирных жителей там в любой момент времени.

Хотя Диего-Гарсия меньше, чем американские базы в Южной Корее, Японии и Германии, его стратегическое значение значительно больше из-за его расположения и близости к ключевым региональным горячим точкам и роста проекции военной силы Китая в регионе Индийского океана. Посторонним вход на базу запрещен, что, по сообщениям, напоминает американский пригород с хорошо укомплектованными супермаркетами, гамбургерами, пивными барами, теннисными кортами, беговыми дорожками и спутниковым телевидением. Диего-Гарсия заслужил известность во время так называемой «войны с терроризмом» президента Джорджа Буша-младшего, когда она была выявлена как одна из «черных площадок», где были задержаны и допрошены подозреваемые в терроризме, в том числе из Афганистана. Базирующаяся в Катаре новостная организация «Аль-Джазира» сообщила, что Диего-Гарсия в 2002 и 2003 годах использовался для так называемой «экстраординарной выдачи» или передачи задержанных без судебного разбирательства при полном сотрудничестве британских властей. Позднее также появились сообщения о пытках задержанных в Диего-Гарсии.

Однако в 1960-х годах появилась такая непредвиденная проблема как желание возвратиться на родину, возникшее у людей, которые были насильственно изгнаны с островов и переселены на Маврикий и Сейшельские острова. Хотя в то время им была предоставлена денежная компенсация, многие борются за свое право вернуться домой. Жителей Чагоса, которых теперь насчитывается около 6000, в том числе и потомки первых жителей, завоевали симпатии и поддержку глобальных правозащитных групп, которые оказывают им юридическую помощь и подняли вопрос о возвращении на родину в международных судах и форумах. Дело жителей Чагоса превратилось в крупный международный вопрос, касающийся, в частности, британских судов, Организации Объединенных Наций, Европейского суда по правам человека и Постоянной палаты Третейского суда в Гааге.

Маврикийские политики также начали громко заявлять о том, что их предшественники были вынуждены отказаться от архипелага Чагос. Некоторые из них считают, что Великобритания использует политический шантаж с тем, чтобы получить контроль над островами. Согласно информации, содержащейся в консультативном заключении Международного суда, британцы заявили местным лидерам, что им не будет предоставлена независимость, если они не согласятся уступить архипелаг Чагос. В июне 2017 года Генеральная Ассамблея ООН проголосовала 94 против 15 при 65 воздержавшихся, чтобы просить Международный суд вынести «консультативное заключение» о том, законно ли Великобритания присоединилась к процессу деколонизации, когда она отделила архипелаг Чагос от Маврикия. Заключение, объявленное 25 февраля, не является обязательным, но призывает Великобританию отказаться от BIOT, что, по сути, будет означать возвращение островов Маврикию. Представляется вероятным, что пострадавшие чагосцы будут продолжать настаивать на своем, хотя МС не опубликовал график судебных процедур.

МИД Великобритании заявил, что будет «внимательно» изучать консультативное заключение МС отмечая, что оно «не имеет юридической силы». МИД также отметил, что оборонные объекты обеспечивают «защиту людей в Великобритании и во всем мире от террористических угроз, организованной преступности и пиратства». Судьи МС заявили в рамках своего консультативного заключения, что все государства-члены ООН, включая США, обязаны «сотрудничать для завершения деколонизации Маврикия». Не совсем понятно, как это может произойти. Министр обороны Маврикия Анерод Джагнаут заявил на слушаниях в прошлом году, что его страна «признает существование Диего-Гарсии и неоднократно давала понять Соединенным Штатам и управляющей державе, что она признает будущее базы». Хотя такие заверения, возможно, приветствовались в Вашингтоне, США, без сомнения, предпочли бы сохранить свою преобладающую проверенную и надежную договоренность с Великобританией на ее удаленной и изолированной базе.
Недавние стычки между Индией и Пакистаном в Кашмире приблизили две державы к ядерному конфликту ближе, чем когда-либо. Исламское государство Ирака и Сирии (ИГИЛ, запрещенное в России) теряет свои последние участки территории в Сирии, что, вероятно, означает, что его оставшиеся бойцы будут распространяться по всему Ближнему Востоку и за его пределами. Китайско-индийское соперничество на Мальдивах и в других южноазиатских государствах накаляется по мере того, как Китай проецирует свою военную силу в регионе Индийского океана. Мир, как всегда, неуловим в раздираемом войной Афганистане. Все эти региональные горячие точки имеют одну общую точку для Соединенных Штатов: Диего-Гарсия. США координируют большую часть своих военных операций на Ближнем Востоке и в Афганистане с субэкваториального атолла. Они также используют Диего-Гарсия для мониторинга стратегически важных морских путей между Азией, Африкой и Европой. Но этот отдаленный и стратегический форпост может столкнуться с непредвиденной угрозой, если недавнее консультативное заключение Международного суда (МС) в конечном итоге может привести к юридически обязывающему решению. В конце февраля Международный суд заявил, что высылка Великобританией людей с островов архипелага Чагос, включая Диего-Гарсию, противоречит международному праву и рекомендовал Великобритании «как можно скорее прекратить управление архипелагом». Архипелаг Чагос, теперь известный как Британская территория в Индийском океане (BIOT), является последним владением Великобритании к востоку от Суэца. Он был отделен от британской колонии Маврикий в 1965 году, за три года до того, как островное государство стало независимым. В период с 1967 по 1973 год все население BIOTа, насчитывающее от 1500 до 2000 человек, в основном креолоязычное сочетание индейцев и африканцев, которые выжили, выращивая кокосы и собирая гуано, было депортировано на Маврикий или Сейшельские острова, расположенные более чем в 1000 милях. Американские военнослужащие прибыли на главный атолл Диего-Гарсия в марте 1971 года, привезя с собой землеройное оборудование, строительные материалы и рабочих, многие из которых были филиппинцами с тем, чтобы построить военную базу, которая в настоящее время является одной из самых важных для Соединенных Штатов во всем мире. В 1966 году Соединенное Королевство и США подписали соглашение, известное как «Наличие некоторых островов в Индийском океане для целей обороны» (Availability of Certain Indian Ocean Islands for Defense Purposes), в котором не уточнялся характер деятельности, которая будет проводиться на островах. По словам американского ученого Дэвида Вайна, соглашение было подписано «под покровом темноты» без надзора конгресса США и парламента Великобритании. Однако вскоре стало ясно, о чем идет речь в соглашении. Диего-Гарсия окружена лагуной длиной 24 километра, шириной 6,4 километра и глубиной почти десять метров. С помощью дноуглубительных работ на острове была построена глубоководная гавань. Рядом с атоллом были построены современные дома, соединенные мощеными дорогами, а также взлетно-посадочная полоса, достаточная для посадки огромных военных самолетов. Диего-Гарсия стал напоминать другие иностранные военные базы США, хотя и без потенциально беспокойного местного населения поблизости. Выбор Диего-Гарсии соответствовал политике США, известной в то время как «Концепция стратегических островов» (Strategic Islands Concept), целью которой было создание военных баз вдали от густонаселенных материковых районов, где они могли бы подвергнуться атакам антизападной местной оппозиции. Позже выяснилось, что Великобритания согласилась в 1966 году отдать Диего-Гарсию в аренду США на 50 лет. Это соглашение истекло в 2016 году, но Великобритания решила предоставить США еще 20-летнюю аренду Диего-Гарсии, включая возможность размещения от 3000 до 5000 солдат и мирных жителей там в любой момент времени. Хотя Диего-Гарсия меньше, чем американские базы в Южной Корее, Японии и Германии, его стратегическое значение значительно больше из-за его расположения и близости к ключевым региональным горячим точкам и роста проекции военной силы Китая в регионе Индийского океана. Посторонним вход на базу запрещен, что, по сообщениям, напоминает американский пригород с хорошо укомплектованными супермаркетами, гамбургерами, пивными барами, теннисными кортами, беговыми дорожками и спутниковым телевидением. Диего-Гарсия заслужил известность во время так называемой «войны с терроризмом» президента Джорджа Буша-младшего, когда она была выявлена как одна из «черных площадок», где были задержаны и допрошены подозреваемые в терроризме, в том числе из Афганистана. Базирующаяся в Катаре новостная организация «Аль-Джазира» сообщила, что Диего-Гарсия в 2002 и 2003 годах использовался для так называемой «экстраординарной выдачи» или передачи задержанных без судебного разбирательства при полном сотрудничестве британских властей. Позднее также появились сообщения о пытках задержанных в Диего-Гарсии. Однако в 1960-х годах появилась такая непредвиденная проблема как желание возвратиться на родину, возникшее у людей, которые были насильственно изгнаны с островов и переселены на Маврикий и Сейшельские острова. Хотя в то время им была предоставлена денежная компенсация, многие борются за свое право вернуться домой. Жителей Чагоса, которых теперь насчитывается около 6000, в том числе и потомки первых жителей, завоевали симпатии и поддержку глобальных правозащитных групп, которые оказывают им юридическую помощь и подняли вопрос о возвращении на родину в международных судах и форумах. Дело жителей Чагоса превратилось в крупный международный вопрос, касающийся, в частности, британских судов, Организации Объединенных Наций, Европейского суда по правам человека и Постоянной палаты Третейского суда в Гааге. Маврикийские политики также начали громко заявлять о том, что их предшественники были вынуждены отказаться от архипелага Чагос. Некоторые из них считают, что Великобритания использует политический шантаж с тем, чтобы получить контроль над островами. Согласно информации, содержащейся в консультативном заключении Международного суда, британцы заявили местным лидерам, что им не будет предоставлена независимость, если они не согласятся уступить архипелаг Чагос. В июне 2017 года Генеральная Ассамблея ООН проголосовала 94 против 15 при 65 воздержавшихся, чтобы просить Международный суд вынести «консультативное заключение» о том, законно ли Великобритания присоединилась к процессу деколонизации, когда она отделила архипелаг Чагос от Маврикия. Заключение, объявленное 25 февраля, не является обязательным, но призывает Великобританию отказаться от BIOT, что, по сути, будет означать возвращение островов Маврикию. Представляется вероятным, что пострадавшие чагосцы будут продолжать настаивать на своем, хотя МС не опубликовал график судебных процедур. МИД Великобритании заявил, что будет «внимательно» изучать консультативное заключение МС отмечая, что оно «не имеет юридической силы». МИД также отметил, что оборонные объекты обеспечивают «защиту людей в Великобритании и во всем мире от террористических угроз, организованной преступности и пиратства». Судьи МС заявили в рамках своего консультативного заключения, что все государства-члены ООН, включая США, обязаны «сотрудничать для завершения деколонизации Маврикия». Не совсем понятно, как это может произойти. Министр обороны Маврикия Анерод Джагнаут заявил на слушаниях в прошлом году, что его страна «признает существование Диего-Гарсии и неоднократно давала понять Соединенным Штатам и управляющей державе, что она признает будущее базы». Хотя такие заверения, возможно, приветствовались в Вашингтоне, США, без сомнения, предпочли бы сохранить свою преобладающую проверенную и надежную договоренность с Великобританией на ее удаленной и изолированной базе.