Найти тему
Я буду честно

Девушка-Весна с Заречной улицы.

Кадр из фильма. Татьяна Сергеевна слушает Рахманинова. Один из редких случаев. когда она улыбается.
Кадр из фильма. Татьяна Сергеевна слушает Рахманинова. Один из редких случаев. когда она улыбается.

Прекраснейший фильм Марлена Хуциева "Весна на Заречной улице", 1956 года, в своем названии воспевает не только весну как время года, весну как зарождение чувств у главного героя, но и весну-девушку. Татьяну Сергеевну.

Живет себе хороший парень, сталевар-передовик Саша Савченко. Счастливо живет, с обычными для рабочего городка радостями, понятными всем и каждому. После смены от души потанцевать в клубе, пройтись по главной - Заречной - улице с приятелем под гитару, или прогуляться с красавицей Зиночкой под ручку. И кажется, вся жизнь расписана наперед. Работа, которая сама подразумевает, что Саша не будет слезать с доски почета. Друзья, которые ценят (и даже - сочиняют в честь него стихи). И - любимая девушка Зина. Которая и не скрывает своих чувств. Да и мамаша ее благоволит перспективному жениху.

Кадр из фильма. У мамаши в голове уже сотня планов на будущего зятя.
Кадр из фильма. У мамаши в голове уже сотня планов на будущего зятя.

Но тут случается Весна. Во всех смыслах этого слова.

В город приезжает новая учительница - Татьяна Сергеевна. Они знакомятся с Сашей. Как ранняя весна с ее холодными ручьями, Таня холодна, но в то же время ошеломляюща. Она - вся в себе, в своих мыслях, чувствах. Но в то же время она - как холодный душ для Саши.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Она - не Зиночка, которая вся нараспашку, вместе с приданым - бери-не хочу, жаркое лето, от которого душно. Нет, Таня - это совершенно новый тип девушки, таких Саша еще не встречал. И дело даже не во внешности. Зиночка ведь красавица, но это Сашу не удержало. Вот и в Татьяне Сергеевне Саша тянется не к красоте. Хотя, конечно, она - само очарование, и еще больше кажется красивой оттого, что не замечает своей красоты, не подчеркивает ее, как Зина, нарядными платьями и прическами. Таня не бьет человеку в глаза своими достоинствами, но это-то и важно. Когда у тебя есть возможность самому их разглядеть.

Кадр из фильма. Зина навязывается.
Кадр из фильма. Зина навязывается.

На фоне Зиночки новая учительница манит Сашу именно своей недоступностью. Зина вешается: "Мой, не отдам никому", или "Поймала, не отпущу". Мамаша подпевает про приданое. Короче говоря - обложили со всех сторон, чуть ли не на аркане в ЗАГС тащат.

Здесь можно провести параллель с фильмом "Дело было в Пенькове". Там Тоня привлекла главного героя Матвея тоже своей непонятностью. А такую девушку хочется узнать поближе, разгадать.

Кадр из фильма. Татьяна Сергеевна не реагирует на незатейливые ухаживания Саши.
Кадр из фильма. Татьяна Сергеевна не реагирует на незатейливые ухаживания Саши.

С самого начала Саша натыкается на непробиваемую стену. Татьяна Ивановна не смотрит на него блестящими глазками, как многие другие девчата. Не реагирует на подаренный цветочек так, как должна была среагировать любая обычная девушка. Все его незатейливые ухаживания для нее - бесполезны, всё мимо. Она слушает непонятного Рахманинова и читает еще более непонятного Блока. Это тебе не танцы с Зиночкой под радиолу. Это отдых не для тела, а для души. И везде Таня отстраненная, холодная, словно спящая царевна, которую хочется разбудить, очеловечить. И неважно, что рядом живая и горячая Зиночка.

Они словно противопоставляют тело и душу, и Саша неожиданно тянется не к телу, а к духовному наполнению. "Я любил твое белое платье, утонченность мечты разлюбив" - это о его чувствах к Тане.

Так вот, пищи для тела Саша давно наелся и хочет насытить душу, которая под влиянием Тани начинает требовать, чтобы ею тоже занимались.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Сложится ли у Саши с Таней - финал открытый. Но с Зиночкой однозначно нет. Он ее перерос. Благодаря Татьяне Сергеевне.