Многие знают, кто есть такой главный дизайнер российского предприятия Волжский автозавод (АвтоВАЗ).
Да, это Стив Маттин. Человек, который создал дизайн Lada Vesta и Xray и производных моделей. Сейчас готовится к выпуску новое поколение Lada Granta и модели Largus, которые также «рисует» Маттин. Что же он делал до трудоустройства на «Автовазе»? Как оказалось, делов наделал столько, каждому бы. Закончил университет в британском Ковентри по специальности «промышленный дизайн», и понеслась.
Первая же модель, которую создал Маттин, принесла ему звание «Автодизайнера года» в неполные 33 года. Это Mercedes-Benz A-Class 1997 года. Вопросов к этой машине было очень много, к технике, к системам безопасности, но не к дизайну. Вторым автомобилем, созданным Маттином был Mercedes-Benz SL-Class. Случилось это в 2001 году. Новый дизайн фар со сдвоенными кругами тогда навёл шороху и был высоко отмечен критиками.
Спустя год на рынок вышел премиальный Maybach 57 и удлинённый 62. Его он рисовал целых четыре года, параллельно с А-Классом и SL. Дела тогда у «Майбаха» шли очень плохо, и надо было хоть как-то подстегнуть продажи. Возможно, так бы и получилось, но машины получились очень и очень дорогими, что привело к исчезновению бренда. Но вины Стива там не было. Машины получили интересный дизайн.
Далее Маттину доверили нарисовать дизайн легендарной SLR. И в 2003 году вышел Mercedes-Benz SLR McLaren. Именно в этот автомобиль, как говорил сам Стив, он вложил часть души. Машинка получилась классной, оригинальной. Именно Маттин в «Мерседесе» первым начал обширно использовать карбон в качестве кузовных панелей, которые крепились на алюминиевый корпус. Вместе с SLR дизайнер разработал и новый SLK-Class (2004 года), который критики встретили очень тепло и Маттин опять получил ряд престижных наград.
Стиву, помимо карбона, также принадлежит идея сделать 7-местный автомобиль «Мерседес». Руководство сначала подошло к этому скептически (это сейчас всё вокруг 7-местное, а тогда), но ввиду больших ранних заслуг дизайнера, согласилось. На свет появился новый ML и его 7-местный собрат Mercedes GL.
После успеха «Эмэльки» Стиву доверили святое — нарисовать новый S-Класс. И он это сделал. Более того, сделал так, что опять многие критики аплодировали стоя. Многие этот автомобиль в кузове W221 называют лучшим в истории мерседесовского S-Класса.
Получается, что Маттин в «Мерседесе» на то время уже упёрся в потолок возможностей. Достиг вершины, а новых вызовов практически не было. Последней моделью, нарисованной его руками в «Мерседесе» был минивэн R-Class (если не считать концептов).
После Mercedes-Benz на горизонте появилась работа в шведском Volvo. Но тут, как оказалось, работа редко радовала глаз Маттина. Дело в том, что «Вольво» очень долго обновляет свои модели. Так, за три года Маттин сделал всего четыре модели и те — концепты. То есть, на конвейер ничего не стало. Маттину это очень не нравилось. Слава богу, в 2008 году вышел кроссовер Volvo XC60, который приняли очень хорошо. Спустя год из-под руки Стива вышли S60 и V60. И опять — застой. Тут стоит отметить, что у Volvo попросту короткая линейка моделей. Работать особо не над чем.
Тем не менее, именно Маттин сделал новое лицо Volvo. Ему принадлежит возврат интереса к шведской марке. В 2010 году Стив уходит из Volvo, и идёт преподавать в университет.
Уже через год его встречает тогдашний руководитель «Автоваза» Игорь Комаров, который, то ли в шутку, то ли серьёзно, предлагает Маттину поработать над дизайном моделей Lada. А Маттин, то ли в шутку, то ли серьёзно — согласился. Это был настоящий вызов.
За четыре года он с нуля сделал дизайн Lada Vesta и Xray. Так ещё и с учётом требований по спецификации конвейера и с учётом возможностей не совсем (мягко говоря) современного оборудования предприятия. И машина, как говорится, «зашла».