Найти тему
Кубань на колесах

Дизайнер «Автоваза» Стив Маттин. Какие машины он создал, кроме «Весты»

Многие знают, кто есть такой главный дизайнер российского предприятия Волжский автозавод (АвтоВАЗ).

Да, это Стив Маттин. Человек, который создал дизайн Lada Vesta и Xray и производных моделей. Сейчас готовится к выпуску новое поколение Lada Granta и модели Largus, которые также «рисует» Маттин. Что же он делал до трудоустройства на «Автовазе»? Как оказалось, делов наделал столько, каждому бы. Закончил университет в британском Ковентри по специальности «промышленный дизайн», и понеслась.

Первая же модель, которую создал Маттин, принесла ему звание «Автодизайнера года» в неполные 33 года. Это Mercedes-Benz A-Class 1997 года. Вопросов к этой машине было очень много, к технике, к системам безопасности, но не к дизайну. Вторым автомобилем, созданным Маттином был Mercedes-Benz SL-Class. Случилось это в 2001 году. Новый дизайн фар со сдвоенными кругами тогда навёл шороху и был высоко отмечен критиками.

Mercedes-Benz A-Class и SL-Class.
Mercedes-Benz A-Class и SL-Class.

Спустя год на рынок вышел премиальный Maybach 57 и удлинённый 62. Его он рисовал целых четыре года, параллельно с А-Классом и SL. Дела тогда у «Майбаха» шли очень плохо, и надо было хоть как-то подстегнуть продажи. Возможно, так бы и получилось, но машины получились очень и очень дорогими, что привело к исчезновению бренда. Но вины Стива там не было. Машины получили интересный дизайн.

Maybach 57 и удлинённый Maybach 62.
Maybach 57 и удлинённый Maybach 62.

Далее Маттину доверили нарисовать дизайн легендарной SLR. И в 2003 году вышел Mercedes-Benz SLR McLaren. Именно в этот автомобиль, как говорил сам Стив, он вложил часть души. Машинка получилась классной, оригинальной. Именно Маттин в «Мерседесе» первым начал обширно использовать карбон в качестве кузовных панелей, которые крепились на алюминиевый корпус. Вместе с SLR дизайнер разработал и новый SLK-Class (2004 года), который критики встретили очень тепло и Маттин опять получил ряд престижных наград.

SLR, SLK и Mercedes-Benz ML.
SLR, SLK и Mercedes-Benz ML.

Стиву, помимо карбона, также принадлежит идея сделать 7-местный автомобиль «Мерседес». Руководство сначала подошло к этому скептически (это сейчас всё вокруг 7-местное, а тогда), но ввиду больших ранних заслуг дизайнера, согласилось. На свет появился новый ML и его 7-местный собрат Mercedes GL.

После успеха «Эмэльки» Стиву доверили святое — нарисовать новый S-Класс. И он это сделал. Более того, сделал так, что опять многие критики аплодировали стоя. Многие этот автомобиль в кузове W221 называют лучшим в истории мерседесовского S-Класса.

-4

Получается, что Маттин в «Мерседесе» на то время уже упёрся в потолок возможностей. Достиг вершины, а новых вызовов практически не было. Последней моделью, нарисованной его руками в «Мерседесе» был минивэн R-Class (если не считать концептов).

После Mercedes-Benz на горизонте появилась работа в шведском Volvo. Но тут, как оказалось, работа редко радовала глаз Маттина. Дело в том, что «Вольво» очень долго обновляет свои модели. Так, за три года Маттин сделал всего четыре модели и те — концепты. То есть, на конвейер ничего не стало. Маттину это очень не нравилось. Слава богу, в 2008 году вышел кроссовер Volvo XC60, который приняли очень хорошо. Спустя год из-под руки Стива вышли S60 и V60. И опять — застой. Тут стоит отметить, что у Volvo попросту короткая линейка моделей. Работать особо не над чем.

-5

Тем не менее, именно Маттин сделал новое лицо Volvo. Ему принадлежит возврат интереса к шведской марке. В 2010 году Стив уходит из Volvo, и идёт преподавать в университет.

Уже через год его встречает тогдашний руководитель «Автоваза» Игорь Комаров, который, то ли в шутку, то ли серьёзно, предлагает Маттину поработать над дизайном моделей Lada. А Маттин, то ли в шутку, то ли серьёзно — согласился. Это был настоящий вызов.

-6

За четыре года он с нуля сделал дизайн Lada Vesta и Xray. Так ещё и с учётом требований по спецификации конвейера и с учётом возможностей не совсем (мягко говоря) современного оборудования предприятия. И машина, как говорится, «зашла».