Ежедневно мир что-то отмечает: День пятнистой панды, голубой акриловой краски или первую высадку в Новой Зеландии. Главное – знать, за какой праздник выпить в прекрасный пятничный вечер. Но теперь есть Serial Killer. Мы не только сообщим, какой праздник настигнет нас в каждую пятницу месяца, но и поможем подобрать сериал в тему.
8 марта 1900 года было организовано объединение «Мир искусства». Крутая тусовка художников, писателей и теоретиков. Одним из мирискусников был Сергей Дягилев, редакция одноимённого журнала даже располагалась в его доме. Наверное, нет нужды рассказывать, что Дягилев сделал для мирового искусства, а его «Русские сезоны» – для мирового балета.
Сегодняшний сериал в тему как раз про это – про балет. Драматический мини-сериал от Starz «Плоть и кости» рассказывает про молодую балерину Клэр Роббинс, которая, наконец, добивается своей цели.
Её берут в нью-йоркскую балетную труппу, несмотря даже на существенный перерыв в карьере. Клэр не танцевала два года, и хотя все постоянно любопытствуют, почему она взяла перерыв, это не мешает девушке поражать более опытных коллег. С точки зрения навыков, Клэр такая, каких в балетном мире много: девочка, которая работает с ранних лет. До местной примы Киры ей далеко. Но в танце Клэр есть элемент, который заставляет Пола Грейсона, художественного руководителя труппы, присмотреться к ней повнимательнее.
С Клэр что-то не так, как с остальными, и это привлекает взгляд. Когда она танцует, она словно становится другим человеком, и ответ на вопрос, что же девушка делала эти два года, как будто чуть более явен. «Не так» с Клэр – её психические проблемы. Она такая чарующая, потому что в танце приоткрывает зрителям доступ к своим внутренним демонам, позволяет одним глазком взглянуть на травму и свой покорёженный внутренний мир. А так как все в той или иной степени страдают вуайеризмом, это работает безотказно. Зритель, получая доступ к сокровенному, оказывается под гипнозом и не может противостоять тёмному обаянию балерины. В этом её безусловное преимущество, но и самый большой внутренний конфликт: чтобы оставаться такой же гипнотической и захватывающей, Клэр нужно культивировать в себе травмы и болезненный опыт, а не оставлять его в прошлом и перерастать, как в случае обычных людей. Ей необходимо сосуществовать со своими тревожностью, нервозностью и болезненностью, если она хочет ещё большего успеха, если хочет признания. Потому что без них, вполне возможно, она будет такой же, как остальные – ещё одной упорно тренирующейся инженю.
В целом, это история о том, как не переборщить с нестабильностью в искусстве и остановиться прежде, чем внутренние переживания поглотят тебя целиком и полностью. Должно ли творчество оказываться важнее творца? Стоит ли сцена психического здоровья? Стоит ли успех внутренней целостности? «Плоть и кости» – очень тёмная, совершенно не девочковая история про балетное искусство. Она даже не особо женская, и балет тут важен только как поставщик эстетики. Это мог бы быть пьющий художник или потерявший вдохновение сценарист – важно, что это про душу творца и исполнителя. Очень грамотно выстроенное повествование заставляет зрителя постоянно задаваться вопросом «что же именно случилось с Клэр».
Огромное одолжение сериалу делают Сара Хэй и Ирина Дворовенко, исполнительницы ролей Клэр и Киры соответственно, обе профессиональные балерины. Дворовенко была примой-балериной Американского театра балета до 2013 года, а Хэй до роли Клэр занималась только танцем и вообще не считала себя актрисой, хотя до того, как сыграть Клэр Роббинс, появилась в «Чёрном лебеде». Вероятно, номинации на «Золотой глобус» и «Выбор критиков» за эту роль её немного переубедили. Теперь она ещё и продюсер.
Не знаем, как вы, а мы, пожалуй, пересмотрим «Плоть и кости» и выпьем за Дягилева, балет и всех мирискусников заодно.