Совсем недавно я опубликовала статью с фактами о российской системе образования, которые кажутся иностранцам положительными и очень интересными (Жмите сюда чтобы прочитать)
Теперь хотелось бы сосредоточиться на обратном анализе - а что мы может позаимствовать от иностранных систем обучения?
Сразу скажу, что я ни в коем случае не собираюсь заявлять, какая из систем лучше, в обоих статьях я стремлюсь указать лишь на интересные аспекты. К тому же, лист базирован на моем личном опыте обучения, что не является обобщением всех образовательных программ. Что лучше для Вас - это Ваш личный выбор! Каждый человек индивидуален и учится по разному. Поэтому волшебной формы не существует.
Итак, какие позитивные стороны я нашла в международном образовании
1) Можно самому выбрать предметы
Когда я училась по программе IB в Нидерландах (выиграла стипендию учиться там 2 последних года старшей школы), то меня очень порадовал тот факт, что можно самому выбирать те предметы, на которых хочешь сделать свой аспект обучения. Я считаю, что 15 российских предметов в школе - это замечательно и развивающе, но не в 10-11 классах, когда готовишься к 4-5 ЕГЭ. Благодаря возможности самой выбирать предметы, я смогла сфокусировать свое обучения на тех предметах, которые были действительно важны для меня. Программа устроена так, что я могу выбрать свои предметы, но должна иметь по предмету из каждой группы - например, я не могу не учить математику (хотя могу выбрать подходящий уровень), я была также обязана изучать научный и гуманитарный предмет, и 2 языка.
2) Изучение языков более интересное
"Ландан из зэ кэпитал оф Грейт Британ" давно уже стало шуткой про владение английским нашими соотечественниками. Дело в том, что подход к изучению английского ( да и всех языков в целом) у нас настолько сухой, что у учеников нет никакой мотивации учиться. Грамматика, это, конечно, важно, но также важно делать презентации, слушать песни на языке, смотреть фильмы...
В моем классе итальянского, мы изучаем грамматику дома, а в классе слушаем и разбираем песни по тематике, сочиняем тексты к группах, смотрим и обсуждаем фильмы и так далее. В наших тестах никогда нет заданий "заполни пустое место" или "напиши пропущенную букву" или "проспрягай глагол". Вместо этого, нас просят составить предложение с данным глаголом, написать сочинение по пройденной тематике. Потому что в реальной жизни, никто не попросит Вас найти пропущенную букву в спряжении глагола. Вас попросят говорить, анализировать и обсуждать.
3) Используем Интернет - с умом
Почему то у нас считается, что Интернет - это враг образования. А вот зарубежом все наоборот. В Интернете масса ресурсов, которые могут быть полезны при обучении. Начнем с ЛигваЛео для английского - всем советую, кстати. Но я не только об образовательных платформах.
В университете (да и вообще в жизни) важно уметь находить ресурсы информации и анализировать, каким из них можно доверять, а каким нет. В Нидерландах нас учили именно этому. Как рассмотреть проблему с нескольких сторон, используя публикации разных журналов, разных журналистов или даже разных стран?
Интернет также учат использовать ответственно. До того, как я прошла обучение в Нидерландах, я даже не знала, что такое библиография и зачем она нужно. Здесь на этом знании делается большой аспект. Как можно писать исследовательскую работу, не зная, как референсировать чужие идеи? Этот момент упускается в нашем образовании (на школьном уровне).