20 февраля в Башкирском государственном музее им. М.В. Нестерова состоялся вечер памяти Бориса Федоровича Домашникова, посвященный 95-летию со дня рождения художника. В музее сейчас проходит большая выставка работ этого замечательного живописца, еще при жизни признанного классиком русского пейзажа.
Директор музея им. М.В. Нестерова - художник Айрат Терегулов
В одном из залов музея, где экспонируются картины мастера, собрались его друзья и близкие, в том числе сын — талантливый художник Виктор Борисович Домашников; собрались уфимские художники, искусствоведы, любители и ценители живописи, музыканты, учащиеся. На одном из музейных диванчиков примостилась группа молодежи, которые оказалась студентами факультета философии и социологии БГУ, обучающиеся по специальности «Культурология».
Вела встречу известный искусствовед, главный хранитель музейных фондов, автор многих исследовательских работ о Домашникове — Валентина Мефодьевна Сорокина, сказавшая много теплых и душевных слов о личности и творчестве этого художника-поэта, художника-мыслителя. Студент театрального отделения Академии искусств Илья Ященко прочитал отрывки из дневников мастера, предоставленные его родными. На вечере прозвучали воспоминания друзей и коллег, знавших Бориса Федоровича Домашникова, размышления об его творчестве. По словам уфимского художника и педагога Рифа Мударисовича Абдуллина, Домашников одним из первых в советской России стал писать храмы. И на выставке, проходящей в Нестеровском музее, представлены несколько полотен, написанных им после поездок в Великий Новгород и Псков.
На выставке экспонируются великолепные пейзажи До-машникова: как небольшие ранние работы, написанные в конце 1940-х — начале 1950-х годов, так и сложные композиционные полотна, выполненные в последующие годы. Большую роль в творчестве художника играли и городские мотивы — виды уфимских окраин, уральских поселков и древних русских городов.
На вечере, посвященном мастеру, художник Риф Абдуллин вспоминал, что Домашников очень много читал, во время работы слушал классическую музыку. Как-то спросил у молодого коллеги, читал ли он Паустовского. — Да! — Ну тогда мы можем с тобой
Янина СВИЦЕ
разговаривать о живописи! Картины Бориса Домашникова созвучны не только произведениям русских писателей — певцов родной природы, но и многим великим поэтическим строфам.
Смотри, как роща зеленеет,
Палящим солнцем облита —
А в ней какою негой веет От каждой ветки и листа!
Войдем и сядем над корнями Дерев, поимых родником, —
Там, где, обвеянный их мглами,
Он шепчет в сумраке немом.
Над нами бредят их вершины,
В полдневный зной погружены —
И лишь порою крик орлиный До нас доходит с вышины.
И вслед за этими строками Федора Тютчева войдем и мы в мир художника Бориса Домашникова, в его заповедные, устремившиеся в небо рощи, полюбим неброскую прелесть уфимских окраин и старых домишек, прилепившихся к речным склонам.