На аукционе Sotheby’s за модель вагона Джеффа Кунса заплатили почти £370,000.
На этой неделе Sotheby’s устроил торги современного искусства. Одним из самых дорогих лотов вечера стала скульптура JIM BEAM - BOX CAR Джеффа Кунса. За нее заплатили £368,750. И это, по большому счету… моделька игрушечного вагона. Но, как и у всего в мире большого искусства, у нее есть своя история.
В 1986 году молодой еще тогда художник Джефф шел по Пятой Авеню и увидел в алкогольном магазине интересный сосуд — пластиковый поезд, — который был наполнен виски Jim Beam. По какой-то неведомой причине художника заинтересовало увиденное и он решил отлить целый состав по образу этого сосуда.
В том же году скульптура Jim Beam-Box Car, включающая семь моделек вагонов с виски внутри, стала частью выставки Джеффа Кунса «Роскошь и деградация». Локомотив, багажный вагон, вагон-цистерна и еще несколько вагонов после разошлись по частным коллекциям. Когда они появляются на аукционах, коллекционеры готовы отдавать за них миллионы.
В основе этой выставки находится мысль о классовой несправедливости и о том, что алкогольные бренды дурачат потребителей, внушая им ложные мысли и продавая обычный продукт в дорогих упаковках. Сама скульптура, которая по сути является обычным сосудом, в полной мере отражает эту мысль. Даже материал в моделях Кунса прикидывается благородным серебром, являясь при этом дешевым сплавом.
Джефф Кунс работал товарным брокером, прежде чем полностью посвятить себя искусству. Поэтому он умеет продавать идеи и понимает, как бренды манипулируют человеческим сознанием. Забавно, что критикуя общество потребления, Джефф создал культ вокруг своей работы. И теперь она стоит куда больше, чем безобидные бутылочки виски.
Время актуальных сравнений: футбольный клуб минское «Динамо» выставили на продажу. Контрольную долю клуба можно купить за 31,000,000 рублей. Моделька поезда стоит чуть дороже.
Кстати, в прошлом году мы рассказывали про другую скульптуру Джеффа Кунса, которую художник продал за 290 млн рублей, а сюжет для нее заимствовал из рекламы