Найти в Дзене
Удивительный Восток

Индуизм — основные идеи

Для западного понимания идеи индуизма остаются чуждыми в основном потому, что он идет в разрез с нашими привычными стереотипами, наработанными христианской религией. Индуизм – это прежде всего собрание всевозможных течений, направлений и школ, сосуществующих в пределах целостного образования, которые соответствуют неким общим базовым установкам. В индуизме в принципе не может быть еретических форм, противоречащих ортодоксальной вере, как мы их понимали бы с христианской позиции. В учении индуизма можно рассматривать четыре основные идеи или положения, на которых опирается религиозная концепция:
- о душе;
- о загробной жизни;
- о сверхъестественных существах;
- о священных книгах. В отличие от понятных нам "религий писания"(как, например, христианство или ислам), индуизм – это религия мифологическая. Основные идеи индуизма проявляются в следующих концепциях: каждый ищущий может освободиться от земных страданий – колеса сансары, достигнув окончательного освобождения (мокши), выбрав тот п

Для западного понимания идеи индуизма остаются чуждыми в основном потому, что он идет в разрез с нашими привычными стереотипами, наработанными христианской религией. Индуизм – это прежде всего собрание всевозможных течений, направлений и школ, сосуществующих в пределах целостного образования, которые соответствуют неким общим базовым установкам.

В индуизме в принципе не может быть еретических форм, противоречащих ортодоксальной вере, как мы их понимали бы с христианской позиции.

В учении индуизма можно рассматривать четыре основные идеи или положения, на которых опирается религиозная концепция:
- о душе;
- о загробной жизни;
- о сверхъестественных существах;
- о священных книгах.

В отличие от понятных нам "религий писания"(как, например, христианство или ислам), индуизм – это религия мифологическая. Основные идеи индуизма проявляются в следующих концепциях: каждый ищущий может освободиться от земных страданий – колеса сансары, достигнув окончательного освобождения (мокши), выбрав тот путь к освобождению, который оказался ему ближе. Человек философского склада выбирает джняна-маргу (путь знания), а человек действия предпочтет карма-маргу (путь деяний), для человека служения подойдет бхакти-марга (путь служения и всепоглощающей любви к богу).
Разнообразие индуизма ярко проявляется и в социальных установках, и это прежде всего кастовая система общества. Каждый индус рожден в своей касте, принадлежит к некой секте, а следовательно, совершает обряды, соответствующие его наследственному статусу, положению в обществе и возрасту.

Политеистический характер индуизма проявляется так же совершенно непривычным для нас своим отношением к другим культам. При соприкосновении с другими религиозными концепциями индуизм, подобно губке, впитывал их в том или ином виде, приспосабливал к своим потребностям, обеспечив себе тем самым прочное и долговечное существование, выстояв в конкуренции с буддизмом, исламом и иными религиями, присутствовавшими на территории распространения индуизма.

Статуя Шивы
Статуя Шивы

С точки зрения привычных западных стандартов индуизм представляется бессистемным, логически неупорядоченным и хаотичным. Но с точки зрения традиций индийской культуры он имеет бесспорно системен и понятен, поскольку связан с древнейшей мифологией, на которой как на благодатной почве вырос индуизм, по сей день неизменно хранящий архаический колорит. Таким образом индуизм можно понимать как систему символов культуры, которые несут в себе древние традиции, сохраняющиеся и развивающиеся их в различных исторических условиях.

Индуизм никогда не имел единой централизованной организации, даже в пределах Индии, как это присутствует в традиции христианской церкви. Храмы в Индии были автономными образованиями и никогда не подчинялись какому бы то ни было высшему духовному начальству. Всевозможные жрецы, наставники-гуру, учителя-ачарьи как в древности, так и сейчас наставляют отдельные семьи, школы, частных лиц и т.д. , но никогда они не были связаны между собой в стройную организацию. За всю многовековую историю существования индуизма не было ни одного всеиндуистского собора, никогда не устанавливались какие-либо общие нормы, принципы или правила поведения. Тем не менее общая концепция продолжает сохраняться, что объясняется, как уже было сказано выше, исторической обусловленностью.

Еще больше интересных статей на канале "Удивительный Восток". Ставьте "лайк" и подписывайтесь на канал!