Сегодня татуировки очень популярны в России, да и во всём мире. Популярны они, в первую очередь, среди молодёжи, а у многих представителей старшего поколения ещё есть предубеждения на их счёт. Кто-то считает их наличие на теле не эстетичным, у кого-то бытуют представления о татуировках, как о части тюремной субкультуры, а кто-то вообще считает их чуждым элементом нашей культуры. В этой статье мы не будет рассуждать о вкусах, но посмотрим, когда татуировки появились в нашей стране и среди каких слоёв населения они первоначально были популярны.
Начнём с того, что достоверных свидетельств существования традиций украшения тела татуировками у славянских племён не существует. Иногда в качестве подобного (и единственного) свидетельства приводятся заметки арабского путешественника Ибн Фадлана, который в 921—922 годах посетил Волжскую Булгарию. Там он встретил неких торговцев-русов и оставил заметки об их обычаях. В частности, он пишет: “И от края ногтей иного из них [русов] до его шеи [имеется] собрание деревьев, изображений [картинок] и тому подобного”. Информация, безусловно, интересная, однако автор не даёт уточнений, свидетельствующих о том, что это татуировки, а не рисунки. Кроме того, детали повествования автора позволяют усомниться, что речь идёт о славянских жителях Древней Руси.
И в более позднее время свидетельств традиций бить татуировки у славянских народов не прослеживается. Лишь в конце 19 века исследователи обращают внимание на татуировки католиков-хорватов Боснии (о них мы писали ранее здесь - https://is.gd/rzSNYI ), однако этот обычай, скорее всего, зародился уже после завоевания Боснии турками, т.е. после 1463 года.
Нечто отдалённо похожее на татуировки в России появляется лишь в начале 18 века. В это время особенное распространение получает клеймение преступников. Раньше это делалось просто: раскаленным металлическим клеймом на видном месте выжигался определенный знак или слово (как скотине ставили тавро). Теперь же изготовлялась специальная деревянная пластина с установленными в определенном порядке иглами. Форма накладывалась на осужденного, по ней били кулаком или молотком, нанося человеку раны, в которые затем втирали чёрный порох. Порох оставался под кожей, и так преступник обзаводился своеобразной татуировкой. Подобной процедуре не всегда подвергались только преступники: в 1712 году Петр I велел наложить клеймо в виде креста на руки рекрутам , чтобы их было легче опознать в случае дезертирства. Крест накладывался на левой руке у основания большого пальца. Известно, что эта практика продолжалась как минимум до 1718 года и, по понятным причинам, вызывала отрицательную реакцию у населения. Православный народ это порой воспринимал как нанесение “антихристовой печати”.
Однако принудительное клеймение вряд ли можно считать поворотным моментом в российской истории татуировки. Набивать рисунки по своему желанию и выбору люди в России начали лишь в 19 веке. Своеобразным первопроходцем в этом, вероятно, можно считать графа Фёдора Ивановича Толстого. Этот яркий и неоднозначный представитель русской аристократии принимал участие в первой русской кругосветной экспедиции (1803-1906 гг.). Когда экспедиция находилась в районе Маркизских островов (это в Полинезии), Толстой познакомился с цветными татуировками местных жителей. Толстому настолько понравилось искусство местных мастеров, что уезжал он уже украшенный многочисленными татуировками.
Позже, на родине граф с удовольствием показывал всем тату, изумляя современников.
Очевидно, заграничные плавания русского флота, в ходе которых подданные Российской империи могли познакомиться с обычаями татуировки у народов дальневосточных стран и островов Тихого океана, и стали началом распространения моды на татуировки в России. По словам исследователя Бочарова А.А., самое раннее известное свидетельство о практике нанесения татуировок матросами императорского флота относится к 1887 году. Начальник Бобруйского дисциплинарного батальона подполковник Успенский сообщил об обнаружении татуировок на телах матросов, поступивших на заключение в его батальон, описав их обнаружение следующим образом: “При телесном осмотре заключенных, вверенного мне батальона, оказалось, что почти все нижние чины, прибывшие из флота, раскрашены какою-то едкою краскою, в роде татуировки, причем изображения на теле бывают различные: крест, Богоматерь, Всевидящее Око, якоря с цепями, голые женщины в соблазнительных позах и даже фигуры, производящие акт совокупления”. Как видно из этого сообщения, татуировки уже в это время были весьма популярны среди матросов. Их нанесения пробовали запретить, но безуспешно. У нас есть свидетельство 1913 года, в котором подтверждается популярность татуировок среди нижних чинов балтийского флота и то, что многие из них сделаны очень искусно.
Однако желание украсить своё тело, а заодно и поразить окружающих своей экстравагантностью, было не только у матросов. Известно, что российский престолонаследник Николай Александрович Романов (будущий император Николай II) в 1881 году посетил Японию (о его приключениях в Японии мы писали здесь - https://is.gd/wW8Pz3 ). Там он познакомился с японскими традициями татуировки, о которых ранее слышал из туристических гидов, и захотел себе сделать нечто подобное. По его просьбе, японцы, хоть и были удивлены (в Японии тату носили преступники и представители низших слоёв общества), но предоставили ему мастера-татуировщика из Нагасаки. Так будущий Николай II приобрел на правом предплечье изображение чёрного дракона с жёлтыми рогами, зелёными лапами и красным брюхом. В тот же день татуировку себе сделал и путешествующий вместе с Николаем греческий принц Георг. Также, есть сведения, что ещё за 10 лет до этого, двоюродный брат Николая II и будущий британский монарх Георг V также сделал в Японии татуировку дракона. Известие об этом стало достоянием общественности и способствовало распространению моды на татуировки. Как мы видим, татуировками не брезговали даже члены правящих европейских династий.
Примерно в это же время начинает развиваться жанр тюремного тату, достигший своего расцвета уже при советской власти. Как мы помним, с татуировками, оставшимися после наложения клейма, российские преступники были знакомы с 18 века. В дальнейшем, они также могли познакомиться с искусством татуировки во время своего пребывания на каторге на дальнем Востоке, где жили представители народов, давно и охотно практикующих эту традицию (китайцы, японцы, айны). Таким образом, можно отметить, что к началу первой Мировой войны в России татуировки становятся все более популярны и постепенно перестают быть субкультурным атрибутом исключительно моряков. О росте популярности татуировок может свидетельствовать и прошение дворянина Е. П. Вахрушева об открытии тату салона в Санкт-Петербурге. Он пишет, что изучил искусство нанесения подобных рисунков и может делать это профессионально. По его словам, знакомые часто просят сделать его татуировку, но он не может проводить подобные манипуляции без соответствующего разрешения. Не дождавшись появления "лицензионного" салона, некоторые люди делают татуировки у неподготовленных мастеров, чем могут нанести вред своему здоровью. В 1907 году Медицинский совет МВД Российской империи одобрил прошение Вахрушева.
В дальнейшем, Первая Мировая война, революция и Гражданская война внесли определённые изменения в отношение общества к татуировкам. Но об этом, возможно, мы напишем позже.
Если Вам понравился текст - ставьте палец вверх и подписывайтесь на нас! Этим Вы поддержите наш канал и подкрепите наше желание искать новые интересные темы для Вас :)