Найти тему
E.V.E.

Сонник (мистический рассказ, часть 1)

А вы знаете, что происходит каждый вечер, когда вы ложитесь спать?

Безусловно, все мы с детства верим, что вот мы забрались в тёплые постельки, закутались в одеяла, зарылись в мягкие подушки и погрузились в сон. Так нам объясняли, и мы в это поверили. От неизбежности, вероятно. Потому что пытливым детским умам требуется объяснение всего, и особенно – чего-то непонятного. А в особенности того, что происходит с ними самими, да ещё и каждый день.

И вот, они видят спящими других людей, понимают, что и сами оказываются в таком же состоянии. И не понимают: почему, зачем? Тогда логичнее и спокойнее принять на веру то объяснение, которое им предлагают: тело устало, ему требуется отдых, поэтому мозг отключает его от активности и отключается сам, а, чтобы было не скучно восстанавливаться на протяжении нескольких часов подряд, смотрит всякие интересные сюжеты, которые сам же и придумывает, комбинируя всё то, что увидел за день или вспомнил из прошлого.

Александра Чебышева. «Сон» (2014)
Александра Чебышева. «Сон» (2014)

Отлично, внешне это, возможно, так и выглядит. Тело безмятежно сопит, восстанавливает силы, растраченные за день. Наутро вы даже можете вспомнить сны, которые вы, якобы, видели ночью. Иногда они даже повторяются. Некоторые вы помните всю жизнь. И даже не задумываетесь, что это происходит только потому, что они помнят вас.

Не все люди одинаковые, у всех разные способности к разным вещам. Кто-то пишет, кто-то рисует, кто-то строит дома и добывает уголь. А кто-то создаёт сны. Кажется, это невозможно, ведь когда все мы спим, то отправляемся на прогулку внутри собственного сознания. И никуда не ходим за порцией новых снов. Не покупаем их в магазине, не скачиваем из сети, не одалживаем у друзей. Дома хранят библиотеки книг и коллекции монет, но никто никогда не слышал о получении по наследству полного собрания сочинений снов, не правда ли? Так вот, если никто не знает о чём-то, то это вовсе не означает, что этого самого чего-то нет. Не знают, потому что не надо. Так спокойнее. Паника до добра не доводит. А если люди пойму, что они управляемы в своих снах, они, пожалуй, и спать-то перестанут. И вот тогда весь мир действительно сойдёт с ума, хоть и ненадолго. Без сна человек может обходиться намного меньше, чем без воды и еды.

Я – тот, кто создаёт сны. Это может показаться невозможным, может – совсем пустяковым делом. И то, и то – правда. Никто из нас, Мастеров Снов, Творцов Иллюзий, Морфеев – а попросту Сонников – не может объяснить, как мы это делаем. Но наши сны, которые мы создаём, когда спим, настолько красочны, полны и интересны, что они загружаются в общую базу знаний, ноосферу, если хотите, и все спящие могут забирать их себе. Конечно, некоторые сны настолько сильны, что вторгаются в сознание спящего самостоятельно, как только его разум оказывается поблизости от нашего очередного творения. Наши сны уникальны, поскольку имеют способность подстраиваться под обстановку.

Один и тот же сон, увиденный разными людьми, может быть очень разным: каждый будет видеть там знакомые лица, узнавать места, знать то, что он знает из повседневной жизни. И все наши сны – с открытым финалом. Это могут делать только Сонники. Сновидения простых людей тоже, бывает, закачиваются в базу, но они просто затираются там, оказавшись не в состоянии конкурировать с силой иллюзии, созданной профессионалом. Когда мы спим, мы не просто наблюдаем предлагаемую нам сцену. Мы её создаём. Деталь за деталью, подробность за подробностью. И так – каждую ночь. Или – каждый день, поскольку многие из нас ведут ночной образ жизни, «работая» днём. На самом деле, нас не так уж и много. Есть такие, чьи сны время от времени оказываются в состоянии пробиться к нам, своим создателям. Есть те, кто вносит свою лепту регулярно, пару раз в неделю. А есть те, кто каждый день создаёт новый мир и пишет новую историю. И я один из них. Более того, даже здесь я сумел выделиться, став кошмарным Сонником, как любит повторять моя мама. Она очень гордится достижениями всех своих пятерых детей, пусть они принадлежат к очень разным областям: мой старший брат стал врачом, за которым могут ночью прислать самолёт, если его руки срочно понадобятся где-то на другом краю света. Мой младший братишка вывел уникальный сорт картошки, переносящий морозы и чуть ли не все известные сегодня картофельные хвори. Моя старшая сестра родила семерых детей и воспитывает их так, как когда-то воспитывали нас. Младшенькая стала известной певицей и зарабатывает столько, что мы все могли бы не работать до конца жизни, но, возвращаясь к правильному воспитанию, никогда не позволим себе этого. А я, я стал Сонником, хотя, насколько мне известно, в нашем роду никогда не было никого с подобными способностями, впрочем, как и с любыми другими из области фантастики, как это называет мама. Кроме неё никто в семье не знает, чем я занимаюсь, для них я – «какой-то там специалист по каким-то там системам, короче, что-то с компьютерами». И меня это устраивает.

Ещё в детстве меня пытались лечить от жутких кошмаров, терзавших меня каждую ночь. Врачи сменялись чуть ли не каждый день. Больницы, анализы, тесты, исследования… Ничего не помогало. Экзорцисты, кстати, тоже. Отчаявшиеся родители и к ним обращались. От страха я не спал по трое суток. Тогда я начинал галлюцинировать наяву, и однажды мой сон разделил со мной мой отец. Это его и убило. Он умер от разрыва сердца, внезапно оказавшись летящим в жерло вулкана и обугливающимся в кипящей лаве прямо посреди гостиной. Приходили представители власти, я, трёхлетний ребёнок, пытался им объяснить, что произошло, но меня, к счастью, не слушали. Не убеждало их и то, что отец настолько поверил в созданную мною иллюзию, что обгорел почти до костей. Только один из них, увидев труп, сразу же начал куда-то звонить, чтобы получить разрешение забрать меня. Разрешение ему дали, и в течение следующих двух лет я учился правильно создавать сны, не подвергаясь сам их воздействию. Учили нас в интернате, располагавшемся так далеко от цивилизации, что даже моей маме не удавалось до него добираться чаще двух-трёх раз в год. Ей всё объяснили, и она моментально приняла это, поскольку всегда была на удивление логична. Теперь, когда я слышу иронию по поводу «женской логики», я невольно улыбаюсь, потому что лично знаю одну замечательную женщину, ставшую просто олицетворением логики, несмотря даже на отсутствие высшего образования и весьма посредственные успехи в школе. До сих пор меня поражает тот факт, что она никогда не дала мне почувствовать свою вину в гибели отца, хотя, как я сейчас понимаю, для этого были все предпосылки. Она любит его до сих пор, но ни разу ни в чём меня не упрекнула.

Александр Овсенюк. «Зимний сон»
Александр Овсенюк. «Зимний сон»

Интернат был волшебным местом. Люди в нём обучались самые разные: дети и старики, мужчины и женщины. Всего нас было около 40 человек, кто-то из «старичков» уезжал, появлялись новенькие. Я был самым маленьким. И единственным за все два года моего там пребывания кошмарником. Учителя часто говорили, что, не будь я Сонником, я бы стал, наверное, самым жутким маньяком за всю историю человечества. Если бы все эти образы, которые не давали мне покоя по ночам, не нашли безопасный выход в виде создания снов, я бы начал воплощать это в реальности. Так что, возможно, они спасли не меня, а весь мир. Как бы там ни было, там я впервые начал спать спокойно, наслаждаясь самим процессом сна и тем, что мне преподносило моё сознание в качестве сновидений. Я научился становиться на место создателя сна, а не его персонажа. Сон больше не развивался вокруг меня: он существовал в вакууме, а я творил его, добавляя авторские мазки. Когда я вернулся домой и смог пойти в школу, я стал самым обычным ребёнком: весёлым, игривым, с хорошо развитой фантазией. Я всегда писал лучшие сочинения, рассказывал самые интересные истории. Никому и в голову не приходило, что мои обидчики не просто так просыпаются от ужаса в мокрых постелях. Что это я постарался, создав для них особенные, эксклюзивные иллюзии личного пользования. Но это пришлось прекратить, когда учительница по физкультуре сошла с ума после того, как во сне её навестили маленькие фарфоровые куколки, вырвавшие ей все волосы, один за другим, чтобы сплести себе волейбольную сеть. Глаза пригодились им в качестве баскетбольных мячей. Дальше я уже сейчас и не помню, но буквально на следующий день к нам опять пришёл тот самый полицейский, отправивший меня в интернат. Он о чём-то очень долго разговаривал с мамой. Потом он ушёл, а мама плакала. Она рассказала мне о сыне и больной сестре учительницы, оставшихся теперь одних. Несколько лет я каждый день относил им корзинку с разными вкусностями, которые готовила мама, помогал мальчику с уроками и читал сидящей в инвалидной коляске слепой женщине газеты. И делал я это не потому, что мама меня заставляла. Я понимал, что не смогу исправить то, что сделал, но очень хотел им помочь. Когда женщина умерла, мальчик уехал к дальним родственникам в другой город, но мы до сих пор созваниваемся и встречаемся по праздникам. Конечно, он и понятия не имеет, кто виновник всех его бед, да и у меня нет никакого желания покаяться.

Но с тех пор я прекратил смешивать персональные кошмары. Их сила давала неуправляемые результаты, и мне это не нравилось. Я мог бы уничтожить половину города, но считал бы себя обязанным помочь после этого второй половине. На это сил бы явно не хватило. У каждого из Сонников были свои кураторы, и я понимаю, что, скорее всего, моим был тот самый полицейский. Был ли он сам тоже Сонником, я не знаю, мы с ним никогда не общались напрямую. Но в самые сложные моменты он неизменно оказывался рядом, и после этого ситуация всегда улучшалась. Я никогда не пытался разобраться во всей иерархии, хотя понимал, что помимо нас были и другие, с другими талантами, с принципиально иными возможностями. Но я сознательно не разрешил себе заниматься изучением этого вопроса, поскольку не хотел вносить в свои иллюзии детали истинного мироустройства. Реальность, к которой мы привыкли, и так полна такого, о чём не хочется вспоминать. Не стоит вводить в современный бестиарий новых тварей из мира, лежащего за полосой, отделяющей день от ночи.

Сальвадор Дали. «Сон» (1937)
Сальвадор Дали. «Сон» (1937)

Как бы там ни было, мои кошмары не стали от этого менее пугающими, наоборот. С годами я настолько отточил своё мастерство, что практически каждую ночь дарил миру новый шедевр ужаса. Возможно, те Сонники, кто специализируется на эльфах и розовых пони, тоже считают себя Мастерами. Они гордятся тем, что дарят людям приятное забвение, которое лучше их повседневности. Я считаю это абсурдом. Мои кошмары созданы для того, чтобы утром человек возблагодарил судьбу, что в его жизни нет всего того, от чего он только что смог благополучно избавиться, просто проснувшись. Я заставляю их ценить жизнь, относиться к повседневным радостям с большим вниманием. А розовые сны только толкают обывателя в депрессию. Может, видеть такие сны и приятнее, чем наслаждаться моим творчеством, но жить после них намного труднее.

Ещё одним моим проклятием стало умение контролировать чужие сны, то есть я могу не просто смотреть свои или творить их. Я могу погружаться в чужие, и вот это, на самом деле, самое худшее, что со мной случалось в жизни. Не уверен, что смогу объяснить, как это происходит. Собственно, даже учителя во время моего второго пришествия в интернат не смогли толком объяснить механизм происходящего, возможно, никто на самом деле и не понял, как это происходит. Многие из нас довольно смутно представляют себе систему электроснабжения, но, тем не менее, это не мешает нам щёлкать выключателями. Мы даже с собственными телами-то так и не разобрались. Почему сердце качает кровь, как кислород перегоняется по венам, что заставляет затягиваться раны. Это происходит как бы само собой, без участия в процессах нашего сознания. Мы не задумываемся об этом – просто живём. Вот и с созданием снов так же. И с проникновением в чужие. Ты просто знаешь – как. Если тебе дано это знать. Я за это знание заплатил с лихвой, и сейчас, будь у меня выбор, однозначно отказался бы участвовать в чём-то подобном. Но тогда, полгода назад, я был наивным кошмарником, возомнившим себя всемогущим гением, которому, к тому же, не страшны любые последствия его действий.

(продолжение следует)